ДЕСЯТЬ МАХАВИДИЙ

ДЕСЯТЬ МАХАВИДИЙ

(автор статьи - Лора Ким)


Десять Махавидий


Очень тяжело древнейшие понятия индийского мира йоги перевести на современные языки. Если в тантрических текстах, например, Шива ведет диалог со своей супругой Парвати, то мы можем говорить о боге и богине, о мужском и женском принципе, об Отце или Матери всех существ.


При этом, нельзя забывать, что это две стороны одной и той же сущности, и ее мы называем Бытие, Абсолют или БРАХМАН. Человеку свойственно искусственно  все разделять на противоположности, чтобы понять Единое. 


Для нашего современного научного мира происхождение  мира все еще лежит во тьме неясности. Для этой “Тьмы“ или ”Ночи“ в санскрите есть слово КАЛИ. Она темная богиня матери природы из которой произошли все существа, но ее бесформенность наш ум не может охватить. И если Шива как Творец, Хранитель и Трансформатор танцует, то природу видят как образ Кали стоящий на Шиве, который как мертвец лежит на земле.


При рассматривании таких картин нельзя забывать о том, что речь идет об одном и том же божестве, которое может принять любую форму. О почитании десяти образов женщин, так называемых Махавидиях мы и поговорим.


МАХАВИДЬЯ - “Mаха” означает “Великий“, а “Видья“ -  “Знание”. И так Махавидья это десять великих знаний. Раз это женские сущности, то речь идет о Природе. 


МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ ПАРВАТИ. Когда Шива с Парвати жил еще в доме ее отца, он захотел однажды покинуть дом. Парвати не захотеле его выпустить и заблокировала десять выходов из дома ужасными сущностями, которые она сотворила из себя.Это и были 10 махавидий.


МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ КАЛИ, Когда Шива в приближающуюся Кали Югу жил с Кали, он вспомнил о Золотом Веке и решил ее покинуть. В любом направлении куда Шива вступал, возникала одна из форм Кали, и он понял что вся Вселенная это просто какая нибудь из форм Кали, желание уйти покинуло его. Но очевидно, что все Махавидьи связаны с Шивой через его третий глаз.


Итак Махавидьи это Кали, Тара, Трипура Сундари, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала (Темная; Сочувствующая; Любимая в Трех Мирах; Воплощение  Мира: Все принимающая: Жертвующая собой: Темная Старуха; Та, которая с головой Цапли; Укрощающая Слонов; Чистая Любовь).



Богиня Кали - смерть и сотворение 

Богиня КалиНа изображении Кали предстает как бесстыдная женщина, темная и ужасная с тремя глазами, с гирляндой из черепов и поясом из человеческих рук, с высунутым и красным от крови языком, с дико развевающимися волосами, танцующей на теле Шивы, В обоих левых руках она держит окровавленный меч и отрубленную голову асура Рактабиджи, а обе правые сложены в мудру благословения и защиты, как будто она хочет сказать: “Не бойтесь меня“.


Символика ее изображений это огромный потенциал для медитации. К примеру ее Третий Глаз символ перехода от двойственности к троичности или Троице, связанные в гирлянду черепа и руки на поясе, это ни что иное как собранная карма, Кали танцует на Шиве, который спит и видит сновидения. А сон, это очень распространенный символ, указывающий на состояние иллюзии, требующее пробуждения.





Богиня Тара - сочувствующая  

Богиня ТараНа первый взгляд почти нет различий между Тарой и Кали. Она изображена с мечом, ножом, чашей из черепа и голубым лотосом, ее украшения змеи, черепа и звериная шкура. Ее язык лижет кровь, а сама она танцует на безжизненном Шиве. У нее огромный живот.


Это особый символ означающий рождение новой жизни. Таким образом встречаются Смерть и Рождение и замыкают тем самым круг жизни. В буддизме Тара сделал самостоятельную карьеру. Она считается женским воплощением Будды Авалокитешвары или Бодхисаттвы  Милосердия. В Китае это Гуань Инь.









Богиня Трипура Сундари - возлюленная трех миров 

Богиня Трипура СундариОна воплощает в себе прекрасное, то чего не было у Кали и Тары. Она сияет как солнце  и держит в руках петлю, крюк, лук и стрелы, она сидит на лотосе, растущем из живота  Шивы. Шива же лежит на троне, поддерживаемом богами Садашивой, Брахмой, Рудрой, Ишаной и Вишну.


Символика напоминает Вишну из чьего пупка произрастает лотос, на котором восседает Брахма. Как лотос вырастает из грязи, так возникает и Природа из духа Шивы. Лук и стрелы напоминают стрелы любви, петля указывает на связь, а крюком управляют слонами. Эта символика указывает на то задание, которое выполняет Природа.


О появлении Трипура Сундари существует следующая история. Когда Парвати приняла образ Кали, Шива стал назыбарь ее Черной, на что она обижалась. Тогда она решила через аскезу избавиться от черноты. После аскезы она вернулась домой и Шива не узнал ее. И только когда он посмотрел на нее Глазом Мудрости, в ней он узнал себя самого. Он благословил ее и сказал: “ Ты так прекрасна, что все Три Мира любуются тобой, поэтому ты будешь носить имя Трипура Сундари. А кроме того ты прекрасна, как шестнадцатилетняя девственница, значит ты должна также зваться Шодаши“.


Богиня Бхуванешвари 

Богиня БхуванешвариКак и Деви Шодаши она тоже восседает на красном лотосе и держит петлю и крюк, руки сложены в мудре защиты и благословения. Красный Лотос и одежды символизируют гуну страсти (раджас), которая вместе с гуной невежества (тамас) и благости (саттва), доминируют во вселенной.


В руках она держит два интересных предмета крюк и петлю. Крюком в Индии управляют слонами, он является символом власти. Слон сам символизирует силу. Петля символ укрощения; внимательности и познания.











Богиня Бхайрави

Богиня БхайравиБхайрави возлежит на лотосе Творения. В руках она держит книгу и малу. Это также и символы Сарасвати, богини  речи и знания. Эти символы означают законы природы, Веды, знания, духовная сдержанность, йога и аскеза.


Две другие руки сложены в мудру благословения и защиты, у нее также как и у Шивы три глаза. Только гирлянда из черепов, которую мы уже у Кали и Тары видели, указывает на другой ее аспект.


Бхайрави означает “Гневная“. Она женская форма Бхайравы, гневного аспекта Шивы, связанного с разрушением, уничтожением и смертью, то есть голая природа в игре противоположностей.





Богиня Чиннамаста  

Богиня ЧиннамастаО возникновении ее известна следующая история. Однажды Парвати пошла искупаться со своими служанками Джаей и Виджаей  на реке Мандакини (небесная Ганга). После купания ее тело наполнилось любовью ко всему сущему и покраснело. Через некоторое время ее служанки сказали: “Мы  голодны, накорми нас”. Парвати ответила: “Потерпите, я найду решение“.


Служанки продолжали требовать. Тогда, полная соучастия Парвати рассмеялась и двумя ногтями как мечом отсекла себе голову, она поймала ее левой рукой, а из ее шеи полилось три потока крови, левый и правый потоки прямо в рот ее служанок как пища, а средний питал собственную голову. Таким образом все насытились и вернулись домой, а Парвати получила имя Чиннамаста или та чья голова отрезана.


Соответственно на иконе мы видим, как Парвати отрубает себе голову мечем, она стоит на красном лотосе Творения, который в свою очередь покоится на боге любви Каме объединенного в любви со своей супругой Рати. Служанки Джая и Виджая стоят напротив друг друга. Одна с белым, а другая с черным телом, что вместе с красным телом богини напоминает о трех гунах: благость - белый цвет, страсть - красный, невежество - черный. Имена Джая и Виджая означают  Победа и Великая Победа. Победа связана с победой в материальном, а Великая Победа с победой в духовном мире.



Богиня Дхумавати 

Богиня ДхумаватиИстория Дхумавати продолжается и рассказывают что Парвати, проглотившая Шиву стала называться Багаламукхи, или проглотившая своего мужа полностью целым как цапля проглатывает рыбу. Так мы видим на иконе богиню в желтом одеянии, которую несет мертвец размахивающий дубинкой,  и кому же природа угрожает смертью?


Тому, кто питает свое эго, ведь именно Эго приносит возраст и смерть. На иконе богиня держит человека за язык, который является  символом вкуса и коммуникации, правды и лжи, риторики и поэзии, раньше язык был также символом высокого духовного развития, а также повелевания другими. Таким образом богиня имеет мистическую силу лишать речи и парализовывать все тело.








Богиня Багаламукхи - та, которая с головой цапли 

Богиня Багаламукхи

Однажды, когда Шива и Парвати жили на Кайлаше, Парвати проголодалась о попросила Шиву о пропитании, но Шива погрузился в медитацию. Тогда Парвати, чей голод был уже не переносим, проглотила Шиву. Из ее тела пошел дым, а Шива открыв Третий Глаз во внутренностях богини заговорил: “Без меня в мире не будет Пуруши или Духа, а только Пракрити или Природа“.


Taк богиня превратилась в худую и страшную Вдову в оборванном платье. Она потеряла Третий Глаз и сидит на сломанной повозке, на знамени изображены вороны, символ быстротечности. В руках у нее корзина для веяния,  зерна, а другая рука сложена в жесте требования. Корзина для веяния зерна  прекрасный символ для поиска путей кармы


Человек, которого богиня держит за язык изображен в одеждах зеленого цвета - цвета надежды, но это темно-зеленый цвет,  цвет иллюзии, в его руках щит и мечь. Этот человек символизирует наше эго. А Природа борется с ним не честно, так как его можно победить только нечестными средствами.




Богиня Матанги - познание

Богиня МатангиМы видим прекрасную богиню, ей 16 лет, у нее Третий Глаз, в руках ее меч, булава, петля и крюк для  укрощения слона. Ее тело зеленое или голубое, она сидит на троне и перед ней лежит лютня. О ней рассказывают такую историю.


Однажды Парвати пожелала посетить дом своего отца. Шива разрешил, но попросил ее скорее вернуться иначе он придет и заберет ее сам. И когда Парвати не вернулась, Шива обернулся продавцом украшений низкой касты, постучал в  дом и предложил Парвати прекраснейшие украшения. Парвати выбрала украшения спросила о цене. Торговец ответил, что отдаст ей их как подарок, если она подарит ему свою любовь.


Парвати конечно узнала своего супруга, рассмеялась и велела немного подождать. Шива пошел в лес в ожидании Парвати. Тем временем, Парвати превратилась в прекрасную девушку из касты чандалов и пошла в лес, она стала танцевать перед Шивой, а тот спросил  ее: Кто же она? Парвати сказала, пришла в лес, чтобы раскаяться в своих грехах. Шива ответил, что она получит от него плоды покаяния, если подарит ему свою любовь. Она просто превратиться в Парвати  заверил ее Шива. Парвати Поняла Что Шива узнал ее даже переодетой и была обрадована.


Это прекрасная история о том как Пракрити узнает Пурушу в любом переодевании. Для этого она и носит булаву, разбивающую иллюзии и меч - меч познания. Ее украшения - символ исполнения всех желаний. Ее тело зеленого цвета, это цвет Природы, надежды.  На других изображениях у нее тело синего цвета, а синий цвет символ ветра, легкости, неба небесной надежды. Она держит череп как символ духовной чистоты. И она играет на лютне что  является символом  Лилы.


Богиня Камала - чистая любовь - освобождение

Богиня Камала

Прекрасная богиня улыбается и сияет. В ее двух руках лотосы, а две другие сложены в мудру  благословения и защиты. Имя Камала происходит от корня  “Кама “ или любовь, но его употребляют также для обозначения розового лотоса, который является символом чистоты. Многие здесь видят богиню Шри или Лакшми, дарующую любые богатства. И Верно ведь Чистая Любовь объединенная с Чистым Духом превращает Природу в Рай.












Полезные статьи:

Крийя(крия) Йога;

Йога;

Хатха Йога;

Према Саи;

Саи Баба;

Медитация;

- Сатсанг

Комментарии
Добавить комментарий
Игорь Ивнов
Игорь Ивнов
Привет Святослав, мы с тобой в художественной школе учились. Давно не виделись. Я тоже сейчас йогой интересуюсь. Кстати, в Бихаской школе совсем другие Богини в этой системе. Я знаю, что есть много вариантов
комментировать
Андрон, Киев
Андрон, Киев
вы же семинар по этом практикам делали? когда следующий раз? я тогда не смог
комментировать
Светлана Петрова, Калуга
Светлана Петрова, Калуга
крутые картинки. Сейчас много современных - они не такие красивые. Хорошо, что выставили старинные изображения. .
комментировать