Дубянский Арт: Каллиграфия и Янтры

Дубянский Арт: Каллиграфия и Янтры


Автор Светлана Дубянская


дубянский арт


Давая наставления по практикам медитации и мантры, Йоги Рамах говорил, что для того чтобы более глубоко раскрыть силу божественной вибрации мантр необходимо практиковать каллиграфию и рисовать янтры, мистические символы. До того как приехать в ашрам Йоги Рамаяха, Святослав получил профессиональное образование художника. Именно поэтому наставления учителя соответствовали не только стремлению Святослава познать науку медитации и мантры, но и его профессиональным навыкам. Так постепенно складывался уникальный стиль его эзотерической живописи и графики. Янтры (мистические символы) применяют в разных эзотерических направлениях как визуальные инструменты, служащие для работы с тонкими энергиями и для развития концентрации внимания. В индуизме, джайнизме, сикхизме и буддизме, при медитациях и в ритуалах, в качестве дополнения к произнесению мантр и молитв используют визуальные знаки – янтры. Всевозможные янтры символически изображают божеств, энергетические структуры различных божеств. Создателями янтр являются высшие учителя, такие как Махаватар Бабаджи и Горакхнатх. Янтры видели в медитациях их создатели, янтры являются своеобразными хранителями энергии божеств.


Святослав многие годы изучал янтры под руководством своего гуру, Йоги Рамаяха. Учитель показывал Святославу как можно соединять элементы каллиграфии санскрита с мистической символикой. В процессе создания подобных произведений происходит спонтанное соединение «знаний» и «интуитивного ощущения». Практически процесс создания подобным образом мистических изображений происходит в глубоком медитативно трансовом состоянии. В буддийских и индуистских тантрических системах духовной практики важное значение придается правильному выбору и тщательной подготовке места для проведения медитаций, выполнения пранаям (дыхательных упражнений) и практик мантры. Обычно для этого выбирают энергетически сильные места, отдаленные от социальной суеты и шума. Там строят алтари с статуями божеств, а также создают мандалы (круговые мистические символы). Картины, которые создает Святослав также используются для создания особой атмосферы в помещении, где люди совершают регулярные практики медитации и мантры.


дубянский арт



По мнению индологов, наиболее ранними сохранившимися до нашего времени памятниками древне-индийской письменности являются настенные надписи императора Ашоки, нанесённые на каменные колонны в его дворце. Однако многие духовные учителя считают, что на самом деле письменность санскрита гораздо более древняя. В соответствии с мифами санскритский алфавит создал бессмертный мудрец Агастия, который является одним из важнейших учителей традиции Крия Йоги. Предполагается, что изначально существовало несколько важнейших разновидностей письменности. Начиная со второго века новой эры, в качестве материала, на котором писали священные тексты в Индии, были пальмовые листы. Порой для написания текстов могли использовать кору деревьев. Пальмовые листья использовались вместо бумаги, эта традиция продолжилась даже когда бумага стала широко доступна в Индии. Конечно современные мастера каллиграфии используют особую бумагу, а иногда даже создают свои произведения красками на холсте. Меняются эпохи, развиваются материалы живописи, однако глубинная традиция остается неизменной. Мы рассматриваем историю письменности и каллиграфии древней Индии для того, чтобы глубже понять корни традиции. Пальмовые листья использовались в Индии повсеместно, потому что они были удобной гладкой поверхностью для письма. Все это способствовало красивому, изящному стилю каллиграфии. Иногда использовались обе стороны пальмовых листьев, но чаще только одна сторона. Сами листья укладывались друг на друга и связывались специальной веревкой. В листьях проделывали отверстия и соединяли верёвкой, так создавались в прошлые эпохи рукописные книги. Эти ранние индийские книги (рукописи) были распространены в средней и юго-Восточной Азии много столетий тому назад. Естественно, что разные древние культуры имели свои виды письменности, которые сильно отличались друг от друга. В Китае и Индии, Тибете и Палестине, везде были свои алфавиты и принципы создания рукописных книг. Каллиграфия использовалась не только в книгах, но и для украшения стен храмов и дворцов.


Святослав в своем уникальном стиле объединяет сразу несколько видов письменности, это проявление синтеза различных направлений, культур, религиозных и эзотерических систем. Автор профессионально и умело соединяет китайские иероглифы и древнерусскую письменность, вязь. В его работах используются элементы санскритской и тибетской письменности. Соединяя различные философские учения, Святослав соединяет также и стили каллиграфии. Предполагается, что Индийская каллиграфия начала распространяться по соседним странам Востока около пятого века новой эры. В ту эпоху индийские купцы и торговцы, буддийские монахи распространили философские учения, а значит и индийскую письменность по всей территории Юго-Восточной и Центральной Азии. Существует большое расхождение между предположениями индологов и сведениями, которые мы можем получить от различных гуру. Большое количество религиозно-философских концепций, учений и школ было создано с пятого века до н.э. до 16 века. За эти две тысячи лет было также создано множество текстов, это привело к значительному развитию письменности и каллиграфии.


Духовные традиции говорят о том, что каллиграфия развивалась на Востоке многие эпохи тому назад. Однако для ученых нужны фактические доказательства, поэтому официальная наука дает свою датировку. Самая ранняя форма каллиграфии в Индии датируется пятым веком. Наиболее ранние графические работы и рисованные обложки книг-манускриптов были созданы в 7 и 8 веках. Наиболее ранняя иллюстрированная книга в Индии появилась возможно лишь в 10 веке. Конечно все даты, о которых говорят индологи основаны только на имеющихся в распоряжении ученых и исследователей рукописях. Йоги Рамаях, учитель Святослава по медитации и мантрам, говорил, что на самом деле, как северо-индийская арийская, так и южно-индийская дравидийская традиции имели развитое книжное искусство уже многие эпохи. Современное Западное изобразительное искусство ценит новизну, однако духовные традиции Востока предпочитают сохранять и развивать многовековую мудрость и знания, которые в том числе передаются с помощью мистических символов (янтры и мандалы), а также искусство каллиграфии.


каллиграфия


Древняя Персия является одним из ярчайших примеров арийской культуры, в контексте которой появился Зороастризм. Иранское (Персидское) влияние породило несколько уникальных разновидностей индийской каллиграфии и книжной графики. В Индии веками существовало множество каллиграфических традиций. Санскритское письмо значительно отличалось от письма, которое использовалось в Китае, арабских традициях. Важным этапом в развитии каллиграфии в Индии стал период правления Моголов. Заметным достижением этого периода являются утончённые графические композиции в рукописях. Йоги Рамаях обладал весьма энциклопедическими знаниями по каллиграфии, мандалам и янтрам, поэтому обучал Святослава многим аспектам этого искусства. Современная эпоха характеризуется синтезом многих философских систем, объединением различных техник медитации. Современные люди легко синтезируют практики индуизма и христианства, буддизма и суфизма. В нашем современном представлении все духовные традиции имеют изначальные единые божественный источник. В графических композициях Святослава соединяются символы разных традиций, мантры и имена Бога, которые используются в разных религиозных направлениях. Это создает особое воздействие на зрителей. Очищающие вибрации картин трансформируют сознание и энергетику пространства человеческой среды обитания.


На протяжении многих лет Святослав изучал индуизм, буддизм и христианство. В тоже время многие другие духовные традиции и эзотерические направления. С 16 века на севере Индии начал развиваться сикхизм, который сыграл большую роль в развитии индийской каллиграфии и книжного искусства. Сикхи по традиции переписывали в ручную священную книгу Гуру-Грантх Сахиб. Свои книги они снабжали большим количеством иллюстраций. Каллиграфия также использовалась в украшении храмов сикхизма, которые называются Гуру-Двара. Во все века цель ведической каллиграфии была намного больше, нежели просто коммуникация и общение. Каллиграфия и шрифтовые композиции в архитектуре и книгах помогала людям принадлежавшим к одной общине объединиться не только лингвистически и информационно, но в других аспектах жизни, прежде всего в сфере культуры и религии. Богатое наследие каллиграфии и надписей на зданиях было важным элементом культуры страны. В те времена книгопечатание в Индии ещё не существовало. Каллиграфия сближала людей, воздействовала на сознание, систематизируя способы общения и коммуникации. В наше время различные виды шрифтового искусства используется как форма искусства. До 16 и 17 веков каллиграфия была прежде всего необходима для общения, хотя имела и сакральный смысл.


Каллиграфия в Индии, Тибете, Китае и Японии чаще всего применяется для украшения священных текстов, но также как элемент интерьера. Во всех культурах и во все времена каллиграфические картины вешались на стены, для того чтобы создавать в помещениях особые гармонизирующие энергетические вибрации. Некоторые буддийские и индуистские монахи были обучены каллиграфии и отвечали за восстановление и переписывание религиозных священных текстов.Одной из основных религий Индии является Джайнизм, в контексте которого также развивается многовековая традиция шрифтов и каллиграфии. Джайны иллюстрировали свои рукописи, посвящённые философии и биографиям святых учителей своей традиции. Эти рукописные книги также как и Веды были изготовлены из недорогого материала, прежде всего из высушенных пальмовых листьев или коры деревьев. Подобные книги также включали изысканные иллюстрации и каллиграфические надписи.


Обычным набором для письма рукописных книг является особая бумага, перья разных форм и размеров, а также тушь. В современную эпоху для каллиграфии могут быть использованы различные варианты авторучек различных цветов и оттенков. В работе каллиграфа также могут использоваться краски, такие как акварель, темпера, гуашь и многое другое. Святослав использует в своих графических и живописных работах разные материалы. Если он работает масляной или акриловой краской, то его картины созданы на холсте, который натянут на подрамник. Создание картин с использованием традиционной каллиграфии позволяет проникнуть в культурно-исторические структуры эзотерических традиций. В своих картинах Святосла использует древние матры на санскрите. Написаные каллиграфией мантры, их графическая эстетика, позволяет пробудить божественные вибрационные потоки, сокрытые в древних мантрах.


каллиграфия


До появления различных вариантов перьев письменные буквы высекались на отшлифованной каменной поверхности, наносились палочками на глине или пальмовых листах. В современную эпоху каллиграфы и художники графики используют для создания своих произведений компьютерные технологии. В предыдущие эпохи использовались различные способы нанесения надписей и выдавливания букв на весьма твёрдых поверхностях камня. Использовались также мягкие материалы такие как береста, и даже воск. Первыми перьями были перья из тростника и бамбука. В Европе в средневековье наиболее распространенным пишущим инструментом являлось гусиное перо. Чуть позже перья для каллиграфии становятся многосоставными, их делали из разных материалов. В 17 и 18 веках появляется металлические, в том числе стальные перья. Святослав считает, что для того чтобы картина была энергетически живой и наполненной, важно использовать инструменты максимально отображающие движение руки. Такими инструментами являются не только перья, но и кисть, а в некоторых случаях даже цветные фломастеры-маркеры. Плоская поверхность маркера максимально точно похожа на многие древние инструменты художников графиков и каллиграфов. Приёмы, стили и техники каллиграфии очень разнообразны, потому что это очень древнее искусство. Могут использоваться орнаментальные завитки и линии. Попеременно применяются твёрдые и мягкие штрихи, плавные линии, геометрические формы. Художник вписывает буквы и слова в сложные геометрические фигуры.


Внимательное вычерчивание одних букв совмещается с мягким написанием других элементов композиции. Применяется расположение отдельных букв и слов в виде сложных геометрических фигур. Высокохудожественная каллиграфия часто несколько искажает обычное написание букв, так что порой бывает сложно прочитать надпись. Однако это обусловлено эстетическими задачами. Порой каллиграфия настолько искажает обычное написание надписи, что прочесть её становится весьма сложным и даже невозможно. В обычных документах такая каллиграфия конечно же не допускается. Искусство каллиграфии в наше время активно применяется во многих неофициальных документах, постерах, открытках, поздравлениях с юбилеем. В разных религиозных традициях делаются изображения с мантрами и молитвами. Графические композиции распространены в христианстве, исламе, иудаизме, индуизме, буддизме. В подобных религиозных графических работах не столь важно насколько можно прочитать написанное, более существенна энергетическая и эстетическая составляющая изображения. Энергетическое воздействие порой происходит даже тогда, когда формально зритель не может прочитать надпись.


Святослав создает свои картины с использованием каллиграфии, мистических знаков, символов, янтр и мандал. Он создает целые серии картин, находясь в глубоком медитативном состоянии. В последствии его картины начинаю жить своей жизнью, люди вешают их у себя дома, или в офисе. Очищающие вибрации этих произведений высокого искусства преображают сознание зрителя, очищая пространство той комнаты где они находятся, наполняют сознание зрителя гармонией и уводят его в глубочайшие состояния созерцания и медитации.


ПРЕМА САИ БАБА НОВОСТИ 2021г.

ПРЕМА САИ БАБА НОВОСТИ 2020г.

ПРЕМА САИ БАБА НОВОСТИ 2019г.


Полезные статьи:

Саи Баба;

Ашрам Сатья Саи в Путтапарти;

САИ БАБА трудные вопросы;

Гаятри Мантра;

Крия Йога;

Саи Баба - духовная самореализация;

Саи Баба - йога действия;

На главную

Комментарии
Добавить комментарий
Игорь Павлович Попов
Игорь Павлович Попов
Святослав, большое вам спасибо и Светлане за потрясающую статью про каллиграфию, особенно, про исторический аспект.
Очень познавательная статья, хочу узнать про возможность обучению каллиграфии на санскрите, - вы обучаете?
комментировать
Олег
Олег
Я Благодарен Богу, что он подарил мне возможность, быть знакомым с чудесной семьёй Дубинских! Поклон Вам Святослав и Светлана 🙏🙏🙏
комментировать
Celesty
Celesty
Благодарю за прекрасную статью. Как раз в последнее время руки сами тянуться к написанию янтры. Они сильно меняют сознание и жизнь людей, меняют отмосферу дома. Спасибо🙏
комментировать
ЛОРА Ким германия
ЛОРА Ким германия
Благодарю за интересную и благостную статью
360_F_448909420_QKNFz0R8ZdofrzM7urUMT91BmMLeT91o (1).jpg
комментировать