ДЗЕН БУДДИЗМ

Дзен Буддизм


Дзен БуддизмДзен - учение о полном просветленииДзен – школа мистического созерцания, учение о просветлении, основой которого стал буддистский мистицизм. Дзен часто рассматривается, как одна из влиятельных школ буддизма, пришедшая в Японию. 


Принято считать, что эта разновидность буддизма, являющаяся на сегодня главной формой монашества Махаяны, формировалась под влиянием даосизма. В Китай дзен Буддизм был принесен из Индии монахом Бодхидзармой. Уже отсюда учения распространяются в Корее, Вьетнаме и Японии, где учение во многом развивается самостоятельно, но сохраняя сущность.


В 19-20 веках Дзен Буддизм находит своих приверженцев и в западных странах. Бодхидхарма определяет учение дзен, как переход к пробужденному сознанию, минуя традиции. В Японии, где более 20 процентов храмов, это буддистские храмы, дзен представлен несколькими школами.


Буддизм представлен многочисленными школами и направлениями, но в западном мире широкую известность приобретает название «дзен». Это слово имеет санскритские корни и происходит от термина, в переводе означающего «глубокое сосредоточение». В ранних текстах дзен называют школой «созерцания». В китайском языке слово претерпевает изменения и звучит, как «чань», в корейском языке дзен трансформируется в «сон», а во вьетнамском звучит, как «тхиен».


Традиции Дзен имеют еще одно название – «Сердце Будды», что соответствует буддистскому понятию Махакаруны, великого сострадания. Учение дзен часто называют Школой сознания Будды.


Успокоив природу ума, простого разума, погрузившись в просторы внутреннего мира, человек может постичь Истину, которая кроется в глубинах собственного «я». Для последователей философские учения Дзен являются образом жизни, в которой главное это духовность. Для достижения главной цели – просветления, практикуются размеренные, спокойные практики. Следуя дорогой Дзен, ученики достигают главных целей, раскрывая внутреннюю сущность, прийти к состоянию просветления.


Дзен Буддизм: основы учения 

В современном научном мире существует три точки зрения относительного того, как появился дзен. Приверженцы первой теории утверждают, что дзен происходит из философии Махаяны, одного из трёх главных направлений буддизма. Его основоположниками стали школа йогачара и мадхьямика.


По мнению исследователей, принципы и понятия чань аналогичны принципам Махаяны. Таким образом, они подтверждают утверждение о том, что дзен является одной из школ махаяны. Значительное число исследователей, являющихся сторонниками второй теории, соглашаются с тем, что на формирование дзен в значительной мере повлияли даосизм и буддизм. Они считают, что чань нужно считать продолжением теории даосизма, вобравшего в себя элементы, родственные буддизму.


Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики.


Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.


Дзен в Японии

Основатель школы Сото Догэн (1200—1253), принадлежа к знатному роду и являясь хорошо образованным юношей, в двадцать лет отказался стать преемником старшего брата, являвшегося влиятельным аристократом, и ушёл в монастырь у горы Хиэй со своим младшим братом-отшельником. Коренной причиной данного решения было тяжелое переживание Догэном в семилетнем возрасте смерти своей матери, оставившей ему перед смертью напутствие о том, что Догэн должен уйти в монашество, чтобы познать дхарму и спасать всех существ от страданий.


В тэндайском монастыре Догэн изучал буддийские тексты и практиковал служение. Но не зная ответа на вопрос «Почему все будды и бодхисаттвы так страстно стремятся к просветлению и ведут аскетический образ жизни?», если все существа уже обладают природой Будды, Догэн покинул гору и по совету тэндайского монаха Кёина пришёл в риндзайский храм Кэнниндзи.


После этого Догэн с наставником храма, Мьёдзэном, посетил Китай, где безуспешно пытался обрести просветление в чаньском храме Тьен-дунь-жу и в других монастырях и школах, а потом вернулся в Японию, где встретил очень строгого и аскетичного, но энергичного и добросердечного учителя дзэн Цзю-циня (1163—1268).


Цзю-цинь, считавший, что монахам, желающим познать учение, нельзя тратить время на сон, установил беспрецедентные по жёсткости порядки в своём монастыре. Под его руководством Догэн медитировал и днём, и ночью, когда и достиг просветления, услышав вопрос учителя заснувшему ученику: «В дзэн тело и разум едины. Как же ты умудрился заснуть?»


После периода совершенствования в практике в 1230 году Догэн пришёл в сельский храм Аньёин возле Фукакусы, где начал учить последователей обретению природы Будды в сидячей медитации. В этом же храме, вскоре ставшим местом массового паломничества, Догэн написал первую главу «Сёбогэндзё» о практике дзадзэн.


Позднее Догэн переселился в храм Каннондёриин, а потом в храм Кёсёхориндзи, где в наибольшей степени реализовал себя в качестве наставника многочисленных учеников. Покинув храм из-за угроз общине храма со стороны монахов горы Хиэй, Догэн некоторое время жил в деревенских храмах, а в 1245 году поселился в храме Эйхэй-дзи («Бесконечный мир»), где в 1253 году и умер.


Догэн сформировал религию «исключительного дзадзэн» (шикан тадза (англ.)русск.), считающуюся среди буддистов возвращением к «чистой традиции Будды и патриархов». Считая сидячую медитацию самодостаточной, в то же время Догэн указывал на ошибочность однозначного отказа от изучения сутр.


Полезные статьи:

Индивидуальные консультации;

Записаться на семинар;

Йога для начинающих;

- Будда Шакьямуни;

Что такое Йога?;

Саи Баба;

Према Саи

Нет комментариев
Добавить комментарий