НИРВАНА

Нирвана


Будда в нирванеВ Буддизме главной целью всех живых существ является достижение Нирваны. Сегодня можно встретить различные определения для этого понятия.


Как правило, нирвана является тем состоянием, в котором живое существо свободно от страданий физической оболочки.


Буддисты верят, что нирваной можно назвать то состояние, когда человек освобождается от своих привязанностей и чувств, страданий и Сансары – цикла перерождений.


В буддизме нирвана это состояние полного покоя, достичь которого можно полностью отрешившись от всего житейского. Это высшая цель на пути тех, кто стремится испытать просветление, главные устремления ранних буддистов, последователей тхеравады («учения старцев»). Достичь этого состояния можно, искоренив все омраченные состояния бурного и неуспокоенного ума.


В Хинаяне (одном из трех главных направлений буддизма) различают два вида Нирваны. Первый – Нирвана с остатком. В этом состоянии пребывают буддистские святые перед тем, как навсегда выйти из круга перерождений. «Остатком» принято называть последнее физическое тело. Второй вид «нирвана без остатка», в этом состоянии мудрейшие (архаты) «успокаивают» все Дхмармы, навечно прекращая свое существование.


Как правильно понимать значение «Нирваны» и сегодня ведущие ученые изучающие буддизм и последователи этой религии ведут горячие споры. Поскольку единого мнения так и не удается достичь в определении Нирваны, ведь каждый мудрец понимает «рай» по-своему, все виды этого состояния принято в современном мире делить на ментальную, жизненную и вечную нирвану.


Ментальная – является краткосрочным состоянием покоя, озарением, достичь которого человек может только на определенный срок. В состоянии жизненной нирваны наступает просветление, которое после физической смерти (сансары) прерывается и душа, не выходя на очередной круг цикла перерождения, полностью исчезает. Вечная Нирвана – состояние, достичь которого можно только после смерти.


Учение Будды говорит о том, что пройдя через страдания, которые пронизывают все уровни сансары (круговорота рождений и смерти), человек сможет достигнуть состояния, где страдания отступают. Амата – это понятие часто используется буддистами для описания состояния Нирваны, нарушающей цепь причинно-наследственных связей кармического существования.


Достижение Нирваны в Буддизме

Сутта-питака, вторая книга их трех частей Типитаки, содержащей более 17 тысяч сутт, авторство которых приписывается самому Будде и его сподвижникам, описывает нирвану, как освободившийся ум. Достигнув состояния нирваны, человек больше не испытывает привязанности к бытию, он становится свободным.


При этом в буддизме не говорится о вечности нирваны. Когда узы, объединявшие человека с материальным миром, ослабевают, человек приближается к цели – достижение просветления. Однако это непростой и долгий путь.


Апофатизм, отрицательная теология, описывает нирвану, несмотря на свои каноны, в позитивном ключе. Это состояние означает конец незнания, заставляющего ум проходить очередной цикл перерождений.


Будда Нагарджуна, упоминаемый, как Второй Будда, в своем трактате рассматривает Нирвану как состояние противоположное Сансаре. Гораздо позже появляются учения, не противопоставляющие, а отождествляющие эти два понятия.


Существует несколько ступеней достижения нирваны. Сотапанна, человек утрачивает зависимость от материальных благ, общественного мнения, его перестают беспокоить приступы злобы и возбуждение. На следующей ступени происходит отказ от желаний примитивного уровня, симпатий и антипатий. На последней ступени на пути к Нирване уходят страхи испытать боль или быть униженным. Невозмутимое спокойствие приходит на смену злобе.


Крия Йога и Нирвана

В своих трудах Ади Шанкара, также упоминает понятие нирваны. Великий гуру говорит о том, что понятия нирваны в Крия Йоги и Буддизме идентичны.


В Тхераваде, старейшей школе буддизма, прослеживается противопоставление двух понятий Нирваны и Сансары. Последователи этой школы верят, что для того, чтобы избежать страданий Сансары (цикла перерождений), нужно достигнуть освобождения, которое приносит только Нирвана.


Тхеравада, в отличие от школ Махаяны, считает, что двойственность этих двух понятий является непреодолимой до перехода мудрецов, включая самого Будду, в состоянии Нирваны «без остатка». В качестве показательного примера такой двойственности в текстах, приводится история о том, как Будда, еще живя на земле, смог достичь «нирваны с остатком», поскольку еще пребывал в сансаре и при этом воспринимался чувствами людей, окружавших его.


В джайнизме, древней дхармической религии мокшей является состояние освобождения от кармы, которое достигается исключительно использованием религиозных практик. Джайнизм определяет понятие кары, как разновидность вещества, составляющего кармическое тело (душа) – «дживы». Освободивший душу, испытывает абсолютную праведность, совершенство и познание. Достигнув Нирваны, душа (джива) улетает на вершину Вселенной, где находится обитель сиддхов, возвышенных людей, завершивших свою земную эволюцию.


Полезные статьи:

Индивидуальные консультации;

Записаться на семинар;

Будда Шакьямуни;

Йога для начинающих;

Что такое Йога?;

Саи Баба;

Према Саи

Комментарии
Добавить комментарий
Анна Колмогорова
Анна Колмогорова
понятие нирвана сложно соединить с Богом, мне это не близко, гораздо более интересно познание Бога в своём сердце. Ваши статьи про Саи Баба - очень интересны, спасибо
комментировать
Жанна, Пермь
Жанна, Пермь
Нирвана - это термин который существовал до Будды, он его просто использовал. Поэтому в его учении нет по сути ничего нового
комментировать
Кирилл
Кирилл
Спасибо, стало чуть понятнее что это такое.
комментировать