Таиланд — это не просто страна древних храмов, прекрасных лотосов и тёплого солнца. Здесь духовность вплетается в повседневную жизнь, в сам воздух, будто природа шепчет мудрые учения Будды. Буддизм Тхеравады стал основой тайской культуры много веков назад, сформировав не только религиозное мировоззрение и государственность, но и этику, живопись и графику, храмовую и дворцовую архитектуру, образ жизни людей, глубину внутреннего пути целого народа.
Исторические корни буддизма в Таиланде весьма интересны. Буддизм появился на территории нынешнего Таиланда примерно в III веке до нашей эры, во времена индийского императора Ашоки, который сделал его основной религией Индии. Предполагается, что в этот период первые миссионеры — буддийские монахи Тхеравады — прибыли из Индии и со Шри-Ланки. С тех пор буддизм стал духовной основой правителей и народа, хотя параллельно в Таиланде продолжал развиваться индуизм. Особенно сильный подъём буддизм получил в период королевств XIII–XIV веков: в это время было построено множество величественных храмов и монастырей, ставших центрами образования и духовного развития для многих искателей пути.
Появились монастырские школы, а монахи стали советниками королей, что благоприятно влияло на развитие страны. В эпоху XIV–XVIII веков буддийские монастыри выполняли роль духовных и образовательных центров: здесь изучали не только медитацию, но и медицину, развивали письменность, философию, осваивали изначальный Палийский Канон.
Палийский Канон — сердце учения Будды. Он состоит из трёх частей: Сутта-питаки, Виная-питаки и Абхидхамма-питаки. Эти древние тексты стали не только религиозным источником, но и культурным фундаментом развития Тайского королевства. В Таиланде монахи с юных лет обучаются чтению на языке пали, поскольку понимание языка буддийских текстов открывает путь к пониманию самой сути учения. Многие монахи, достигавшие глубокой практики, становились учителями медитации и передавали методы Випассаны ученикам из других стран. Интересно, что даже члены королевской семьи практикуют медитацию ежедневно — традиция, сохраняющаяся до сих пор.
Монашеская традиция составляет основу буддизма Тхеравады. В Таиланде более 300 000 монахов и около 40 000 буддийских храмов в разных частях страны. Монахи и монахини соблюдают строгий кодекс дисциплины — правила морали и поведения, изложенные самим Буддой. Они живут просто и аскетично: одна чаша для сбора подаяний, одежда цвета шафрана, ежедневные медитации, минимум личных вещей и максимум внимания к внутреннему миру — осознанность во всём.
На рассвете, ранним утром, монахи босиком неспешно идут по улицам деревень и городов. Люди дарят им специально приготовленную еду не ради благословения, а ради накопления заслуги — основы доброты, щедрости, сострадания и любви. Взаимная связь между монахами и мирянами строится на гармонии, уважении и духовной поддержке общего пути божественной эволюции.