Путь йоги это путь осознанности божественного огня и обретения вечности. В глубине Гималаев, в тех местах, где облака не касаются вершин гор, а небо сливается с синевой вечности, вечно медитирует бог Шива вечный йог, повелитель колеса времени и разрушитель всех видов иллюзий. Он не просто божество индуистского пантеона, но Абсолютный космический принцип вечного Сознания, символ высшего «Я», которое пробуждается в йогах с помощью практики медитации, внутренняя тишина дарует счастье. Бог Шива разрушитель и благодетель, он сжигает невежество и препятствия на духовном пути, чтобы явить чистый свет знания и мудрости. Медитация, это не бегство от социальной жизни, а растворение в Боге, проникновение в самый корень существования бытия. Путь Шивы - путь мудрости (дхьяны), внутреннего молчания (шанти) и безмолвного экстаза (самадхи).
Одним из важнейших гуру Крийя йоги является Патанджали, о котором говорят, что он достиг высшего просветления и физического бессмертия. Его главный текст Йога Сутра, является одним из основных древних источников структурного подхода к Крийя йоге. В «Йога Сутрах» Патанджали говорится: «йога есть прекращение колебаний ума» (ЙС I.2). Именно это учение лежит в основе медитативного пути Крийя йоги. Без концентрации невозможно войти в состояние внутреннего присутствия. Йоги Шива веками учит своих учеников, что нужно дисциплинировать внимание, направлять его, как луч света, к светящейся точке сознания в центре головы, пока ум не станет чистым кристаллом. В «Шива Самхите» утверждается: «йог, контролируя чувства, должен направить свой ум к одной точке. Только тогда возможно пробуждение истинного знания» (ШС 3.9).
А в «Виджняна Бхайрав Тантре», еще один важный текст для традиции Крийя Йоги, бог Шива раскрывает: «О, богиня Деви, направь своё внимание в пространство между бровями и удерживай свое внимание там. Там родится изначальный божественный свет» (ВБТ, ст. 35). Бог Шива, пребывая в медитации на священной горе Кайлаш, словно показывает пример всему мирозданию, абсолютная концентрация на Атмане, на изначальном источнике. Именно здесь, в аджна чакре, рождается свет вечного сознания. В теле, как храме божьем, сокрыты тайные вратачакры. Очищение семи чакр позволяет энергии богини Шакти, дремлющей у основания позвоночника, пробудиться и подняться к встрече и единению с богом Шивой.
В «Шива Самхите» бог Шива говорит: «когда энергия Кундалини пробуждена и входит в энергетический канал сушумну, тогда исчезают все кармические узлы и приходит истинное знание» (ШС 4.20). Шива Самхита, текст, авторство которого приписывают Гаракх-Натху, который является одним из важнейших гуру традиции Крийя йоги. Практика пранаямы, мудр и мантр, это алхимия энергии, соединение разных качеств энергии. Особенно важны нада (внутренний звук) и бинду (точка света) два аспекта практики йоги, соединяющие тело и дух. Из «Виджняна Бхайрав Тантры» мы узнаем следующие наставления бога Шивы: «О, богиня, слушай внутренний звук, исходящий из сердца, растворяйся в нём и ты познаешь бессмертие» (ВБТ, ст. 28). В этом же тексте мы читаем: «медитируя на пульсацию энергии в точке между вдохом и выдохом, йог входит в изначальное состояние» (ВБТ, ст. 24).
Бог Шива передал тайное знание своей супруге, богине Шакти, которую также называют Парвати, так родился великий текст «Виджняна Бхайрав Тантра». С тех пор цепь ученичества не прерывается. Гуру, это вечный огонь мудрости, способный зажечь внутреннюю лампаду в сердце ученика. Из «Шива Самхиты» мы узнаем еще наставления бога Шивы: «без милости Гуру невозможно пересечь океан иллюзии. Лишь тот, кто предан, способен вкусить амриту освобождения» (ШС 5.12).
Бхагавад Гита, наставления Кришны его ученику Арджуне. Для традиции Крийя йоги – это важнейший текст, в котором можно найти много наставлений по практикам. Образ Кришны часто ассоциируется с Махаватаром Бабджи. В «Бхагавад-гите» Кришна также говорит: «склоняйся перед Учителем, вопрошай его с почтением и служи ему. Только так ты обретёшь знание» (БГ 4.34). Гуру — это мост в просветление. Через него бог Шива передаёт не просто информацию, а божественную вибрацию, живое присутствие вечности. Только искреннее смирение раскрывает этот портал. Энергия Кундалини это проявление богини Шакти. Шива без Шакти это пустой безжизненный труп. Внутри каждого человека сокрыта великая энергия, и сознание Шивы её цель. Энергия Кундалини, огненная змея, свёрнутая у основания позвоночника на тонком плане.
«Когда прана входит в сушумну, ум растворяется, и йог достигает Шивы» (ШС 4.36), так говорится в Шива Самхита. Эта встреча и вечный союз Шивы и Шакти. Свет нисходит в чакры, огонь восходит по позвоночнику. Так рождается внутренняя трансформация души, которая начинает воспринимать себя в единстве с Абсолютом.
Места Силы и Храмы бога Шивы весьма многочисленны. На протяжении тысячелетий Шива проявляется в особых святых местах по всей Индии, прежде всего в Гималаях. Среди этих особых мест силы священная гора Кайлаш, такие древние храмы как Ганготри, Амарнатх, Тунгнатх, Кедарнатх, район Бадринатха. Это не просто география, это геометрия внутреннего пространства духа.
Гора Кайлаш - вершина мира, ось мироздания, так ее называют в ведической традиции. Там Шива, на вершине священной горы, пребывает в медитации (дхьяне). Храм Кедарнатх один из пяти важнейших храмов Шивы в Гималаях (Панча-Кедар), где Шива обитает как неведомое присутствие, которое могут почувствовать только йоги. В этом храме чувствуется вибрация иной реальности, тонкий мир пребывает параллельно с прекрасной природой гор. Амарнатх это пещера, в которой бог Шива передал богине Парвати тайну практик, ведущих к бессмертию. Ежегодно тысячи паломников идут туда со всех частей Индии и всего мира, несмотря на суровый климат этой местности, чтобы хотя бы раз в жизни соприкоснуться с этим чудесным местом. Храм Тунгнатх - самый высокогорный храм Шивы в мире, почти на 3700 м над уровнем моря. Там в снегах медитируют йоги, обернувшись в шкуры диких животных, следуя древней традиции.
Медитируя в этих местах, йоги погружаются в незримое присутствие Махатм. Пространство само становится мантрой, гул горного ветра напоминает красивое песнопение. Ветер шепчет мантру ОМ, камни вибрируют энергией Шакти. Йога Шивы — это тройное явление Тантры, Шакти и Мокши. Бог Шива отец Тантры, направления, которое обучает тайным методам практик медитации, мантры, пранаямы, мудры. Учение Тантры, это не отказ от мира и семьи, а слияние с сущностью вселенной, то есть в Абсолютным Сознанием. Через тело, дыхание, звук, взгляд можно выйти за пределы всего проявленного, познавая небеса богов. «Когда ты полностью погружён в звук, в свет, в дыхание, в пространство ты становишься Шивой», так говорит Шива в Виджняна Бхайрава Тантре (ВБТ). Йога, это союз сознания и энергии, Шивы и Шакти. Шива не отрицает тело, он освещает его своим присутствием. Молчание Шивы называют состоянием Самадхи. Самая глубокая медитация, это молчание, свет и блаженство. Шива пребывает в состоянии Самадхи, он учит без слов. Самадхи это высшее состояние, где исчезает индивидуальное «я», форма, время и пространство.
Из «Йога Сутр» мы узнаем: «самадхи есть состояние, когда объект, познающий и процесс познания сливаются в одно» (ЙС III.3). Практика Крийя йоги ведет к просветлению, которое традиционно называется самадхи. Состояние самадхи погружение в Абсолютное Сознание, которое в индуизме иногда называется Шива. Бог Шива, наблюдатель всего сущего, свидетель всех событий во вселенной, пустота и свет. Бог Шива, это не часть религии, это духовный путь, это вибрация, которая звучит в сердце каждого живого существа, в особенности тех, кто ищет истину. Это зов гор, шёпот дыхания леса, вспышка света между мыслями. Он находится в пещерах Гималаев, в глазах подлинного учителя, в космическом звуке ОМ. Он не внешний объект, он внутренний свет. «Тот, кто погружается в своё сознание как в океан, становится Шивой», так говорит Шива Самхита (ШС 5.88). Пусть же эта статья станет приглашением к тишине, к практике, к реальности к Шиве. Шива и Ганеша символизируют путь устранения препятствий и раскрытия потенциала, два божества и два символа. Среди множества божеств индийского пантеона облик бога Ганеши выделяется особой добротой и мудростью. Его красивая слоновья голова, округлое тело, спокойный взгляд и улыбающееся лицо символы благословения, силы и безмятежности. Но за этим образом скрывается глубокая мистическая суть, восходящая к самому Шиве, его отцу.
Бог Ганеша это не только устраняющий препятствия, он начало всех благих начинаний, хранитель мантры ОМ, покровитель интеллекта (буддхи), йоги и духовного пробуждения (мокши). В союзе с своим отцом, богом Шивой, он воплощает гармонию действия и покоя (шанти), мудрости (джняны) и силы (шакти). Ганеша родился от богини Парвати, супруги Шивы. Ганеша появился из духовного сияния богини, так гласит одна из многочисленных легенд. По легенде, она сотворила его из пасты для омовения и дала ему жизнь, поставив охранять вход во время её медитации. Бог Шива, не узнав сына, обезглавил его, но, раскаявшись, даровал ему жизнь вновь, установив голову слона. Для Крийя йоги хобот Ганеши символизирует позвоночник, его большой живот является вместилищем всех тайных мантр.
В «Шива Пуране» говорится: «Ганеша, рожденный из Парвати, благословлён Шивой как первый среди богов, и всякое начинание должно быть начато с его имени» (ШП, Ума-самхита). Это подчеркивает глубинную суть Ганеши, он соединяет богиню Шакти (космическую энергию) и бога Шиву (абсолютное сознание), женское и мужское начала вселенной. Его образ, архетип преодоления узлов кармы, пробуждения разума и преображения души. Устранение препятствий: энергия очищения, вот суть Ганеши, поэтому он столь важен для людей. Одно из имен Ганеши Винаяка, тот, кто устраняет внешние и внутренние препятствия. Но он не просто «решает проблемы», он прежде всего трансформирует личность человека. Он указывает, что главное препятствие находиться внутри ума, в страхах, гордыне, неведении.
Сатья Саи Баба писал: «Ганеша это символ разума, который может видеть истину сквозь иллюзии. Его задача не дать вам лёгкий путь, а пробудить вас». Поэтому каждый шаг на пути йоги начинается с мантры: ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ. Эта мантра, призыв к Ганеше устранить внутренние завалы, лень, заторы, недопонимание, блоки. Тот, кто искренне призывает Ганешу, открывает в себе путь к свету истины, без сопротивления, но с мудростью и пониманием.
Ганеша символизирует сверхспособности Сиддхи (потенциалы разума). В традиции Крийя йоги бог Ганеша связан с развитием Буддхи (тонкого интеллекта), который является основным инструментом медитации и аналитических способностей для понимания древних текстов. Его хобот символ разума, способность различать истину от лжи, реальность и иллюзию. Он покровитель тех, кто идёт путём знания и внутреннего роста. В «Хатха Йога Прадипике» Горакнатх (одно из воплощений бога Шивы) говорит: «когда жизненная энергия (прана) движется свободно, и ум успокоен, тогда сверхспособности (сиддхи) рождаются естественно» (ХЙП 4.1).
Ганеша благословляет путь развитие духовных способностей не ради власти, а ради осознания своей божественной природы. Йог, устремлённый к истине, обретает ясновидение, тонкий слух, интуицию, силу памяти и понимания. Эти дары приходят как результат внутренней гармонии. Сатья Саи Баба говорил: «истинный интеллект рождается в тишине сердца. Ганеша - владыка этого пространства».
Ганеша символизирует путь йога от практики к духовной реализации. Хотя Ганеша сам не изображается в асанах, он является вдохновением для йогов, ибо учит главному концентрации (дхарана), преодолению эго (ахамкара), дисциплине и преданности Богу (бхакти). Йога, это не физическая практика, это путешествие от внешнего к внутреннему, работа сознания, мотивации, самопознания. И Ганеша первый учитель на этом пути, так утверждают легенды. В «Шива Пуране» говорится: «Тот, кто поклоняется богу Ганеше, получает совершенный ум (манас), подобный безоблачному небу».
В «Хатха Йога Прадипике» пишется: «асаны приносят устойчивость, лёгкость и очищение каналов (нади)» (ХЙП 1.17). Сиддхасана, падмасана, пранаяма, всё это, создаёт основу для того, чтобы разум Ганеши проявился в ученике. Когда тело становится прозрачным, дыхание ровным, тогда пробуждается интеллект, не связанный с умом. Ганеша связан с укреплением здоровья, путь хатха-йоги и пранаямы. Здоровье, это не просто отсутствие болезни, это равновесие всех качеств. Ганеша, как символ устойчивости в духовной практики (садхана), показывает, что стабильность источник духовной силы.