Высшей целью йогов является самадхи – особое состояние, достигнув которого исчезает идея индивидуальности.
Самадхи это состояние полного просветления, достичь которого можно с помощью длительных практик медитации. Достигнув состояния Самадхи, полностью стираются все противоречия между внутренним и внешним миром, существовавшие ранее, сознание наполняется спокойствием. Буддисты считают это состояние последней ступенью пути, пройдя который человек сможет приблизиться к нирване.
Дживанмукта – тот, кто существует в свободе и блаженстве, тот, кто смог при жизни достичь полного освобождения от кармы и необходимости дальнейшего перерождения. Именно освобождение от круговорота перерождений является главной целью тех, кто практикует медитацию и идет по духовному пути.
Самадхи - освобождение от страданий, ограничений, существующих в материальном мире. Этого состояния в большинстве течений индуизма человек достигает после смерти физического тела. Однако учения школы Адвайты Шанкары говорят о том, что человек уже свободен, ему нужно только осознать это и принять. Тех, кто смог сделать это, реализовать себя и осознать собственную свободу, называют дживанмукта.
Самадхи
Самадхи это не вознаграждение после смерти за те благочестивые поступки, совершаемые человеком на протяжении всего жизненного пути. Это состояние достигается путем раскрытия ощущения отдельности своего существования. Достигнув этого состояния, человек сможет называться дживанмукта.
Для последователей адвайты мокша является осознание того, что каждый индивид тождественен с Брахманом, первоосновой всех вещей и феноменов. Сторонники этой теории считают мокша на пути йога высшим совершенством, которое характеризуется как полное отсутствие желаний.
Учение Адвайта Веданты говорит о том, что душа каждого человека (джива) способна осознать свое единство с Брахманом, первоосновой всех вещей. Осознание того, что душа никогда не существовала и не может существовать, как отдельная сущность является последней ступенью на пути к совершенству.
Согласно традиции Адвайты, слияние души с Богом из-за вечно существующих различий невозможно. Школы этого направления, а также школы вишишта-двайты, определяются мокши, как вечные любовные отношения между человеком и Богом.
Философия Адвайты соглашается, что Абсолютная Истина, являясь единством, не имеющего физической формы, чем-то безличностным и непроявленным, не может проявляться в Личности Бога. Мокша это состояние растворения в этом единстве.