Теософия - это учение Блаватской, ведь именно она раскрыла суть этого названия. Особенность направления неотеософии состоит в том, что она никак не касается теософских концепций, которые существовали ранее (гностицизм либо мистицизм в христианстве). Неотеософия изучает все существующие религии и выступает за их соединение путем отождествления мистического смысла каждого символа вероисповеданий.
Главные положения данного направления будут описаны ниже, но основной сутью является: началом происхождения всего сущего можно назвать Первопричину либо Абсолют. Все, что есть во Вселенной, включая самого человека, является частицей Первопричины. Также человек может стать единым целым с Первопричиной. Учение, разработанное Блаватской, зиждется на индийском направлении философии (это брахманизм либо буддизм, а также индуизм). Можно найти общие звенья в данной Теософии с Теософией авторства Бёме либо Плотина.
В работах Блаватской, как и у других авторов неотеософии, главной задачей было спасение от перекручивания «архаический смысл и истины», на которых базируются все вероисповедания, а также поиск истинного места человека в мире.
После основания Еленой Блаватской «Теософского направления» в 1875 в городе Нью-Йорке, учение начало быстро распространяться по всем странам среди интеллигенции, а особенно в Азии, России, европейских странах и США. Таким образом, в начале 20 века в мире насчитывалось 50 теософских изданий, несколько из них в России (Вестник теософии, Теософская жизнь). Часть исследователей считала теософию Блаватской направлением религиозной философии, а часть - мистической. Также ее относили к космизму или эзотерическим направлениям.
Теософия Елены Блаватской
Писательница называла себя избранной «великого духовного начала», а кроме этого ученицей братства махатм в Тибете, их она называла «хранителями истинного знания». Она начала продвигать собственную версию учения теософии, после чего основала общество вместе с полковником по фамилии Олкотт и бывшим адвокатом Джаджем, которое находилось в Нью-Йорке.
Основной целью было исследование каждого вероисповедания и выявление в каждом истинной сути, которая бы смогла помочь в развитии сверхъестественных сил человека и постичь тайны природы. Также была названа и основная цель образования такого сообщества – образования центрального ядра всего Всемирного Братства без расовых, половых и религиозных отличий.
Позднее штаб-квартира теософского общества была перенесена в индийский Адьяр, находящийся недалеко от Мадраса, а с 1895 общество переименовалось в Теософское общество Адьяр, тем самым показывая свою принадлежность именно Индии.
Вся основная работа Е. П. Блаватской была осуществлена в Индии, на территории США, а также Франции и Англии. Там вели свою деятельность филиалы общества по направлению теософии, кроме того, в данных странах появилось множество последователей течения, число которых исчислялось тысячами. Основные рукописи были написаны на английском языке.
Несколько других авторов предполагали, что Блаватская обладает некоторыми способностями к ясновидению. На протяжении всего периода своей деятельности Блаватская сталкивалась со множеством обвинений в жульничестве и всякого рода мистификации. Она была первой женщиной, которая смогла стать гражданкой Соединенных Штатов Америки.
Теософия «Живая Этика»
Опубликованные на территории России письма Блаватской, рассказывающие о ее путешествиях и получившие названия «Из пещер и дебрей Индостана», а также «Племена Голубых гор» были подписаны псевдонимом как Радда-Бай. Они показали ее немалые литературные способности.
Начиная с 1875 года, Е. П. Блаватская работает над «Разоблаченной Изидой», а через два года на своем выступлении она раскритиковала науки и существующие религии, а также указала, что истинные знания можно постичь через мистицизм. Первые 1000 экземпляров быстро разошлись всего за 2 недели.
В то же время рукопись противоречиво оценили в обществе и кругах критиков. Рецензент известного издания «New York Herald» отметил, что книгу можно назвать «выдающимся творением за последние 100 лет». Сестра Е. Блаватской В. П. Желиховская в собственной рукописи под названием «Радда-Бай (или правда о Е. П. Блаватской)» указывает: «Первая ее серьезная работа «Разоблаченная Изида» собрала множество положительных отзывов сначала в американских, а потом и в отечественных печатных изданиях».
Она также пишет об отзыве архиепископа, армянского преосвященного по фамилии Айвазовский (это брат известного художника). Он сам написал Желиховской, что «выше чуда появления такой рукописи, написанной женской рукой, не может и быть».
Издание «The Republican» (Англия) сочинение Блаватской окрестили «большой тарелкой объедков», а в «The Sun» - «выкинутым мусором». Критик газеты «New York Tribune» сказал: «Понятия Блаватской неучтивы и не переварены, а туманный ее пересказ религии брахманизма либо буддизма основан на непроверенных фактах, а не на знаниях автора».
Также в 1877 году Блаватская основала с Олкоттом и Джаджем в городе Нью-Йорке общество теософии, целями которого были: образование центра Всемирного Братства, которое бы не обращало внимания на расу, религию, пол или касту; помощь в изучении и понимании арийский и других рукописей, религиозных и научных текстов; подтверждение важности древнейших источников в Азии, которые относятся к буддийской, а также зороастрийской и брахманистской философии; изучение существующих тайн Природы в любых их проявлениях, самыми главными из которых являются способности психики и духовного познания в человеке.
В следующем году была написана основная книга под названием «Тайная Доктрина», в одном из подразделений которого есть: «Соединение религии, науки и философии», Теософия.