Тибетский буддизм – течение, возникшее в VII столетии, и распространившееся по всему гималайскому региону. Особенностью буддизма Тибета является то, что передача власти происходит при реинкарнации значимых учителей, в рамках традиции «тулку». Первые знания о буддизме приходят в Тибет благодаря Гуру Ринпоче, почитаемого тибетцами, как Падмасамбхава. Одни верят, что он появился из цветка лотоса, растущего на водах озера Дханакоша, другие полагают, что он родился в этих краях. Но именно он становится основоположником традиций «старой школы» (Ньингма).
Середина IX века ознаменована сильными гонениями буддистов, но несмотря на это традиция продолжает жить, ее последователи не спешат оглашать о своих верованиях, а делают это тайно. Известно, что священные тексты на протяжении долгих столетий сберегались в пещерах.
С наступлением благоприятных времен в Х веке, в Тибет из Индии прибывают новые учителя. Это событие стало второй волной распространения буддизма на территории Тибета и получило название периода «новых переводов». Именно в этот период развиваются четыре основные традиции, получившие название: школа Кадам, школа Сакья, школа Джонанг и школа Кагью. Позже, в XIV веке школа Кадам претерпевает трансформацию, так появляется новая школа – Гелуг.
Основные школы
За несколько веков буддизм в Тибете прочно укоренился: гармонично сплелся с существовавшими там вероисповеданиями, сросся с местным менталитетом, став основной его религией. Из Индии были привезены рукописи, реликвии, на основе крупных монастырей формировались буддийские школы, появлялись монахи.
Среди всего многообразия форм буддийского учения наиболее влиятельны четыре школы:
Гелуг – самое распространенное направление. Ее последователей называют «желтошапочниками», потому что они носят головные уборы этого цвета. Именно эта школа явила миру Далай-ламу. Ученики изучают философские труды, буддийскую литературу, развивают память, учатся абсолютной концентрации. По итогу обучения все должны проходить аттестацию, а решение принимает специальная комиссия. Монахи дают обет безбрачия и полной трезвости.
Кагьюд – школа, в центре которой находится устная передача знаний от учителя к ученику. От нее отходят направления черношапочников и красношапочников. В этом ответвлении передаются учения о единстве женского начала с мужским, практики йоги, психотехники, помогающие открыть в себе сверхспособности.
Ньингма – учение тантрической мудрости. В рамках нее появилась ануттара-йога-тантра, которая представляет собой практику эзотерики из нескольких ступеней. Монахи могут странствовать по свету, служа вне монастырей. На сегодняшний день эта школа представлена учением дзогчен, помогающее обратиться к сознанию посредством невербальных связей.
Сакья – школа, в свое время имевшая большое значение в становлении теократизма в тибетском государстве. Основная мысль этого направления – цель пути неотъемлема от самого пути, который ведет к освобождению, уже существующему в сознании человека. Монахи этого направления могут жениться, заводить детей.