Очень тяжело древнейшие понятия йоги перевести на современные языки. В тантрических текстах, например, бог Шива ведет диалог со своей супругой богиней Парвати, то мы можем весьма по-разному интерпретировать подобный сюжет. Символически бог Шива – это сознание, а богиня Парвати – это проявленная вселенная. Диалог Шивы и Парвати – это взаимоотношение мужского и женского принципа во вселенной или общение души и Бога. За красивыми мифами всегда есть глубокий символизм, много уровней понимания сути и значения.
Мужской и женское во вселенной - это две стороны одной и той же сущности, которую мы называем Абсолют (Брахман), Человеку свойственно искусственно разделять на противоположности то, что по сути является изначально единым. Для современного научного сообщества происхождение проявленного мира все ещё лежит во тьме неясности, хотя конечно же существует множество гипотез. Что знает классическая наука про сознание, душу и Бога? По сути, эти вопросы вообще вне научного исследования, как минимум га сегодня.
Ведическая наука с древнейших времен использовала поэтические образы и символы для того, чтобы описать процессы во вселенной, эволюцию сознания и материи. Все боги – это разные аспекты сознания, а все богини – это разные аспекты космической энергии. Бог Шива танцует свой мистический танец (тандава), а проявленная природа как образ многочисленных богинь создает удивительное многообразие вселенной, разные виды энергии, многочисленные миры, пространство и время.
При рассматривании многочисленный образов и символов нельзя забывать о том, что речь идет об одном и том же божестве, которое может принять любую форму. Богиня Мать проявляет себя в огромном количестве форм и аспектов, которые несут всевозможные вибрации и качества. О почитании десяти образов богини Матери, так называемых Махавидиях мы и поговорим в этой статье.
МАХАВИДЬЯ -
“Mаха” означает “великий“, а
“Видья“ - “знание”. И так Махавидья это десять великих знаний, которые проявились в десяти архетипах богинь.
МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ ПАРВАТИ. По одной из легенд, однажды бог Шива захотел покинуть дом. Богиня Парвати не захотела его выпустить и заблокировала десять выходов из дома ужасными сущностями, которые она сотворила из себя. Это и были десять Махавидий, которые символизируют десять направлений пространства.
Символически эта история означает открытость (или блокировку) духовного пространства человека. Следует помнить, что Шива – это символ сознания каждого человека. Парвати это символ энергии, что также в конечном итоге указывает на энергетику каждого человека. За красивыми легендами всегда нужно понимать указания на внутренние духовные процессы во внутреннем пространстве человека.
МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ КАЛИ. Когда бог Шива в Кали Югу жил с богиней Кали, он вдруг вспомнил о Золотом Веке. Поглощенный подобными мыслями бог Шива решил покинуть богиню Кали. В любом направлении, куда Шива пытался направить свои стопы, возникала одна из форм богини Кали. Шива понял, что вся Вселенная это многочисленные формы великой богини Кали.
Прежде всего нужно помнить, что богиня Кали и главное божество Кали Юга (материальной эпохи упадка) – это не одно и тоже, но два разных архетипа. В этой легенде Шива смог открыть себе путь в сводное пространство с помощью силы десяти Махавидьи, эти практики он смог успешно совершить с помощью силы своего третьего глаза.
Кстати не нужно думать, что десять богинь, входящих в число Махавидья, обязательно аспекты богини Парвати или богини Кали. Есть направления йоги, где среди десяти богинь также присутствуют аспекты богини Сарасвати и богини Лакшми.
В разных направлениях йоги и тантры существуют различные списки десяти богинь, также используются разные мантры для совершения этой практики. Подобное разнообразие не должно смущать или запутывать. Практики, связанные с Даша-Махавидья можно встретить в различных направлениях Тантры, Шактизма, Шайвизма,
Крийя йоги, Сиддханты.
Итак в некоторых традициях Махавидьи это Кали, Тара, Трипура Сундари, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала. По другим канонам это Сарасвати, Шакти-Дурги, Дакшина-Кали, Ума-Парвати, Ашта-Лакшми, Трипура-Бхаирави, Тара, Чиннамаста, Лалитта, Махешвари.