Десять Махавидий

06.02.2023


Очень тяжело древнейшие понятия йоги перевести на современные языки. В тантрических текстах, например, бог Шива ведет диалог со своей супругой богиней Парвати, то мы можем весьма по-разному интерпретировать подобный сюжет. Символически бог Шива – это сознание, а богиня Парвати – это проявленная вселенная. Диалог Шивы и Парвати – это взаимоотношение мужского и женского принципа во вселенной или общение души и Бога. За красивыми мифами всегда есть глубокий символизм, много уровней понимания сути и значения.

Мужской и женское во вселенной - это две стороны одной и той же сущности, которую мы называем Абсолют (Брахман), Человеку свойственно искусственно разделять на противоположности то, что по сути является изначально единым. Для современного научного сообщества происхождение проявленного мира все ещё лежит во тьме неясности, хотя конечно же существует множество гипотез. Что знает классическая наука про сознание, душу и Бога? По сути, эти вопросы вообще вне научного исследования, как минимум га сегодня.

Ведическая наука с древнейших времен использовала поэтические образы и символы для того, чтобы описать процессы во вселенной, эволюцию сознания и материи. Все боги – это разные аспекты сознания, а все богини – это разные аспекты космической энергии. Бог Шива танцует свой мистический танец (тандава), а проявленная природа как образ многочисленных богинь создает удивительное многообразие вселенной, разные виды энергии, многочисленные миры, пространство и время.

При рассматривании многочисленный образов и символов нельзя забывать о том, что речь идет об одном и том же божестве, которое может принять любую форму. Богиня Мать проявляет себя в огромном количестве форм и аспектов, которые несут всевозможные вибрации и качества. О почитании десяти образов богини Матери, так называемых Махавидиях мы и поговорим в этой статье.

МАХАВИДЬЯ - “Mаха” означает “великий“, а “Видья“ - “знание”. И так Махавидья это десять великих знаний, которые проявились в десяти архетипах богинь.

МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ ПАРВАТИ. По одной из легенд, однажды бог Шива захотел покинуть дом. Богиня Парвати не захотела его выпустить и заблокировала десять выходов из дома ужасными сущностями, которые она сотворила из себя. Это и были десять Махавидий, которые символизируют десять направлений пространства.

Символически эта история означает открытость (или блокировку) духовного пространства человека. Следует помнить, что Шива – это символ сознания каждого человека. Парвати это символ энергии, что также в конечном итоге указывает на энергетику каждого человека. За красивыми легендами всегда нужно понимать указания на внутренние духовные процессы во внутреннем пространстве человека.

МАХАВИДЬИ КАК ФОРМЫ КАЛИ. Когда бог Шива в Кали Югу жил с богиней Кали, он вдруг вспомнил о Золотом Веке. Поглощенный подобными мыслями бог Шива решил покинуть богиню Кали. В любом направлении, куда Шива пытался направить свои стопы, возникала одна из форм богини Кали. Шива понял, что вся Вселенная это многочисленные формы великой богини Кали.

Прежде всего нужно помнить, что богиня Кали и главное божество Кали Юга (материальной эпохи упадка) – это не одно и тоже, но два разных архетипа. В этой легенде Шива смог открыть себе путь в сводное пространство с помощью силы десяти Махавидьи, эти практики он смог успешно совершить с помощью силы своего третьего глаза.

Кстати не нужно думать, что десять богинь, входящих в число Махавидья, обязательно аспекты богини Парвати или богини Кали. Есть направления йоги, где среди десяти богинь также присутствуют аспекты богини Сарасвати и богини Лакшми.

В разных направлениях йоги и тантры существуют различные списки десяти богинь, также используются разные мантры для совершения этой практики. Подобное разнообразие не должно смущать или запутывать. Практики, связанные с Даша-Махавидья можно встретить в различных направлениях Тантры, Шактизма, Шайвизма, Крийя йоги, Сиддханты.

Итак в некоторых традициях Махавидьи это Кали, Тара, Трипура Сундари, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала. По другим канонам это Сарасвати, Шакти-Дурги, Дакшина-Кали, Ума-Парвати, Ашта-Лакшми, Трипура-Бхаирави, Тара, Чиннамаста, Лалитта, Махешвари.

Кали предстает как разгневанная богиня, у нее темная кожа, она устрашающая с тремя глазами, на шее гирлянда из человеческих черепов. Она опоясана ремнем из человеческих рук, ее рот широко открыт с высунутым красным от крови языком, она изображается танцующей на теле спящего бога Шивы. У нее четыре руки, в левых руках она держит окровавленный меч и отрубленную голову демона Рактабиджи, а обе правые руки сложены в мудру благословения и защиты. Как будто она хочет сказать: «не бойтесь меня, я ваша защитница».

Богиня Кали - благословение и разрушение иллюзии

Богиня Кали
Символика ее изображений это огромный потенциал для медитации. К примеру ее третий глаз символ перехода от двойственности к единству, а высунуты язык – символ Кхечари Мудры (особая позиция языка, используемая для активизации гипофиза). Связанные в гирлянду черепа и отрубленные руки на поясе, это ни что иное как собранная негативная карма. Богиня Кали танцует на боге Шиве, который спит и видит осознанные сновидения.

На первый взгляд почти нет различий между Тарой и Кали. Она изображена с мечом, ножом, чашей из черепа и голубым лотосом, ее украшения змеи, черепа и звериная шкура. Ее язык лижет кровь, а сама она танцует на безжизненном Шиве (который глубоко спит). Это особый символ означающий рождение новой жизни. Богиня Тара переправляет йогов из этого мира иллюзии на другой берег, который символизирует просветление. В символизме богини Тара встречаются смерть и рождение, замыкающий тем самым круг жизни.

Богиня Тара - сочувствующая

Богиня Тара - сочувствующая

Богиня Тара знаменита не только в индуизме, но и в некоторых других религиозных традициях. В буддизме богиня Тара особенно значимое божество. Она считается женским воплощением Будды Авалокитешвары или Бодхисаттвы Милосердия. В Китае ее иногда ассоциируют с Гуань Инь, хотя это весьма спорно.

Она сияет как солнце и держит в руках петлю, крюк, лук и стрелы, она сидит на лотосе, растущем из живота бога Шивы. Шива лежит на троне, поддерживаемом богами Садашивой, Брахмой, Рудрой, Вишну. Символика немного напоминает бога Вишну, из чьего пупка произрастает лотос, на котором восседает бог Брахма. Проявленное мироздание возникает из духа бога Шивы. Лук и стрелы напоминают про концентрацию, петля указывает на связь и устранение препятствий, а крюком управляют слонами, что является указанием на мощную энергетическую силу.

Богиня Трипура Сундари - возлюбленная трех миров

Богиня Трипура Сундари - возлюбленная трех миров
О появлении богини Трипура Сундари существует история. Богиня Парвати приняла образ богини Кали, а бог Шива стал называть ее Черной Богиней, на что она обижалась. Тогда она решила через аскезу избавиться от черноты. После аскезы она вернулась домой, и бог Шива не узнал ее. Только когда он посмотрел на нее Глазом Мудрости, в ней он узнал себя самого. Он благословил ее и сказал: ты так прекрасна, что все три мира любуются тобой, поэтому ты будешь носить имя Трипура Сундари. Это имя также означает активизацию трех основных энергетических точек: в центре головы, в солнечном сплетении и в нижней части жтвота.

Она восседает на красном лотосе и держит петлю и крюк, её руки сложены в мудре защиты и благословения. Красный лотос и одежды символизируют активную энергию духовной трансформации. В руках она держит два предмета, крюк и петлю. Крюком в Индии управляют слонами. Крюк в руке богини является символом власти, почета, силы.

Богиня Бхуванешвари

Богиня Бхуванешвари

Петля символ беспрепятственности жизненного пути; внимательности, концентрации и познания истины. Бхуанешвари является богиней планеты Земля, она благословляет и оберегает всех живых существ на Земле.

Богиня Бхайрави возлежит на лотосе Творения. В руках она держит книгу и малу (чётки). Эти символы означают законы природы, мудрость Ведических писаний, божественные знания, духовные практики, сдержанность, йогу и аскезу. Две другие руки богини сложены в мудру (жест) благословения и защиты, у нее также как и у бога Шивы три глаза.

Богиня Бхайрави

Богиня Бхайрави

Её изображают с гирляндой из черепов, которая указывает на разрушение иллюзии и привязанности. Богиня Бхайрави означает «гневную энергию», то есть активную энергию трансформации сознания. Она женская форма бога Бхайравы, гневного аспекта бога Шивы, связанного с разрушением невежества, уничтожением негативных качеств. Когда мы соприкасаемся с так называемыми гневными формами, следует помнить, что это тонкий символизм активной энергии, преображения сознания, защиты от потенциального негативного воздействия. Это гнев, который направлен не против вас, но на вашу защиту и очищение от невежества.

Однажды богиня Парвати пошла искупаться со своими служанками Джаей и Виджаей на реке Мандакини. После купания ее тело наполнилось любовью ко всем живым существам, её тело резко покраснело, что в мире богов означает активизацию энергии. Через некоторое время ее служанки сказали: «мы голодны, накорми нас». Богиня Парвати ответила: «потерпите, я найду решение». Служанки продолжали требовать.

Богиня Чиннамаста

Богиня Чиннамаста
Тогда, полная сочувствия Парвати рассмеялась и двумя ногтями как мечом отсекла себе голову, она поймала ее левой рукой, а из ее шеи полилось три потока крови, левый и правый потоки прямо в рот ее служанок как пища, а средний питал собственную голову.

Таким образом все насытились и вернулись домой, а богиня Парвати получила имя Чиннамаста или та чья голова отрезана. Глубинный смысл этой странной истории заключается в разрушении эго и всего иллюзорного на духовном пути. Эта богиня также озачает приверженность истине.

На изображениях богини Чиннамаста мы видим, как богиня Парвати отрубает себе голову мечем. Она стоит на красном лотосе Творения, который в свою очередь покоится на боге любви Каме объединенного в любви со своей супругой Рати. Это символизирует разрушение похоти и совершенный контроль над всеми желаниями. Служанки Джая и Виджая стоят напротив друг друга.

Одна с белым, а другая с черным телом, что вместе с красным телом богини Чиннамаста напоминает о трех гунах. Имена Джая и Виджая означают Победа и Великая Победа. Победа связана с победой и успех в материальном мире, а Великая Победа означает победу в духовном мире, то есть просветление.

Сложнейший символизм некоторых изображений Дхумавати означает полное разрушение эго и невежества, всех препятствий на духовном пути. На иконе богиня держит человека за язык, который является символом вкуса и коммуникации, правды и лжи, риторики и поэзии, язык также символ высокого духовного развития, а также власти над другими людьми.

Богиня Дхумавати

Богиня Дхумавати

Дхумавати - это пожалуй единственная богиня, которая изображается как древняя бабушка, живущая на местах кремации. Этот символизм указывает на осознание вечных ценностей и приоритетов на пути божественной эволюции.

Бог Шива и богиня Парвати жили на священной горе Кайлаш. Богиня Парвати проголодалась и попросила Шиву о пропитании, но вместо того чтобы накормить богиню, Шива погрузился в глубокую медитацию. Тогда Парвати, чей голод был уже не переносим, проглотила самого Шиву. Из ее тела пошел густой дым, а Шива открыв третий глаз во внутренностях богини громко сказал, что без него в мире не будет сознания, но только материальная природа. Так богиня превратилась в худую и страшную вдову в оборванном платье.

Богиня Багаламукхи - та, которая с головой цапли

Богиня Багаламукхи - та, которая с головой цапли
В руках у нее корзина для посева зерна, а другая рука сложена в жесте просьбы подаяния. Корзина для веяния зерна - символ посевов кармы. Человек, которого богиня держит за язык, изображен в одеждах темно-зеленый цвет означающего иллюзию, в его руках щит и меч. Этот человек символизирует эго.

Изучая мифы про возникновение многочисленных богинь и богов индуизма, рассматривая замысловатую иконографию, мы имеем уникальную возможность с помощью символов понять глубинные значения процессов духовной эволюции. Порой полезно попробовать дать свою интерпретацию этих символов, а иногда можно просто безмолвно созерцать их таинственность и красоту, испытывая глубокие медитативные состояния.

Мы видим прекрасную богиню, она выглядит как девушка шестнадцати лет, у нее сияет третий глаз во лбу, в многочисленных руках меч, булава, петля и крюк для укрощения слона. Ее тело зеленое или голубое, она сидит на троне и перед ней лежит лютня. О ней рассказывают увлекательную историю. Однажды богиня Парвати пожелала посетить дом своего отца, бога Гималайских гор. Бог Шива разрешил, но попросил ее скорее вернуться, иначе он пообещал прийти и силой забрать ее домой.

Богиня Матанги - познание

Богиня Матанги - познание

Когда Парвати не вернулась вовремя, Шива обернулся продавцом украшений из низкой касты, постучал в дом и предложил Парвати прекраснейшие дорогие украшения. Парвати выбрала украшения и спросила о цене. Торговец ответил, что отдаст ей их как подарок, если она подарит ему свою любовь.

Парвати конечно узнала своего супруга, рассмеялась и велела немного подождать. Шива пошел в лес в ожидании Парвати. Тем временем, Парвати превратилась в прекрасную девушку из низшей касты и пошла в лес, она стала танцевать перед Шивой, а тот спросил ее, кто она? Парвати сказала, что пришла в лес, чтобы раскаяться в своих грехах. Шива ответил, что она получит от него плоды покаяния, если подарит ему свою любовь. Она мгновенно превратиться в богиню Парвати, однако Шива и так знал кто эта девушка на самом деле.

По другой легенде богиня Матанги является манифестацией богини Сарасвати, супруги бога Брахмы. Столь различные гипотезы и мифы не должны смущать и запутывать, ибо ведическая философия не стремиться к однозначным ответам и значениям, но приветствует многообразие. По этой легенде богиня Матанги символизирует богиню науки и искусства Сарасвати, которая приняла гневную форму для того чтобы помочь духовным искателям в более быстром прохождении пути эволюции.

Это прекрасная история о том, как богиня узнает высшего Бога в любом обличии. Для этого она носит булаву, разбивающую иллюзии и меч познания. Ее украшения – это символ исполнения всех благих желаний, и разрушения всех ложных стремлений. Ее тело зеленого цвета, это цвет цветущей природы и надежды. На других изображениях у нее тело синего цвета, который является символом ясности. Она держит череп как символ духовной чистоты и разрушения ограничений ума. Богиня играет на лютне, что является символом божественной игры Бога в проявленном мироздании.

Прекрасная богиня улыбается и сияет, это аспект богини Лакшми. В ее первых двух руках лотосы, а две другие сложены в мудру (жесты) благословения и защиты. Имя Камала происходит от корня «кама» или любовь (иногда трактуется как похоть) Слово кама или камала употребляют также для обозначения цветка розового лотоса, который является символом чистоты духовных отношений, общение души с Богом. Это богиня Шри или Лакшми, дарующую любые богатства, это энергия бога Вишну.

Богиня Камала - чистая любовь - освобождение

Богиня Камала - чистая любовь - освобождение

Это богиня чистой любви, она превращает природу в райский мир творчества и счастья.

Полезные статьи:

Показать еще

Записаться на обучение

Заполните форму ниже, либо напишите нам прямо в WhatsApp +7 968 461 91 81
привязанный к WhatsApp

Святослав Дубянский

Мастер медитации, эзотерический писатель, художник
«Впервые, я соприкоснулся с практиками йоги и медитации, когда мне было восемь лет, а с одиннадцати лет практика медитации стала для меня ежедневным путешествием в бесконечные пространства духа. Мне посчастливилось обучаться у замечательных духовных Мастеров, мудрость которых я бережно передаю своим ученикам».

Читать дальше →
Файлы cookies
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения
Файлы cookies
Настройка cookies
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены. Другие файлы cookie настраиваются.
Основные файлы cookie
Всегда включены. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли использовать веб-сайт и использовать его функции. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на сделанные вами запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Файлы cookie аналитики
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или помочь нам настроить наши веб-сайты для вас. Список аналитических файлов cookie, которые мы используем, см. здесь
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. См. список рекламных файлов cookie, которые мы используем здесь