Георгий Иванович Гурджиев и Пётр Демьянович Успенский - две великие фигуры духовного Возрождения начала XX века. Их союз, как встреча двух стихий, дал миру то, что позже было названо Четвёртым путём, тайным знанием о само-исследовании и пробуждении, скрытом за внешним шумом социальной реальности. В их жизнях отразились восточная мудрость, западная философия, трагедия эпохи и свет духовного преображения. В начале их взаимодействия Гурджиев был в качестве гуру, а Успенский в позиции ученика. В последствии они стали соавторами великой традиции. Интересно, что на момент их встречи Успенский был гораздо более знаменит, чем Гурджиев, однако это не помешало Успенскому стать учеником Гурджиева.
Гурджиев появился на свет в регионе, где пересекались древние культуры: Армения, Грузия, Персия, Византия, Россия. Его отец был ашуг, народный сказитель и он передал сыну не только поэзию Востока, но и жажду внутреннего поиска. В последствии в своих книгах Гурджиев использовал стиль сказителя. Уже в юности Гурджиев понимал: за миром физических форм кроется духовная тайна, и человек может обрести нечто большее, чем он привык считать собой. Это осознание легло в основу метода поиска сути «я» во внутреннем мире человека.
Гурджиев путешествовал в Египет, Иран, Тибет, Туркестан. Он искал святыни, тайные братства, мистиков, которые были носителями знаний, древние монастыри, где сохранялись сокровенные знания. Позже он назовёт этот опыт «школой жизни» и построит своё учение на внутренней алхимии духа: трансформации человека из механического существа в пробуждённое существо света. Гурджиев говорил, что люди подобны машинам, по причине неосознанности.
Успенский был блестящим интеллектуалом, ученым и исследователем, автором философских трудов, читавшим лекции в Петербурге и Москве. Его книга «Тертум Органум» стала событием в философской мысли Европы. Он собирал большие аудитории на своих лекциях, это была удивительная эпоха до первой мировой войны. Однако сам Успенский понимал: знание ничто без трансформации и изменения, философия ничто без жизни и реального мистического переживания тонкого плана. Его путь был путём мысли, страсти к истине и стремления к внутренней свободе. Успенский также много путешествовал, изучая традиции Востока, прежде всего буддизм. Когда Гурджиев и Успенский встретились в 1915 году, это стало началом великой мистерии, сотрудничества двух гениев. Успенский описал Гурджиева как человека, обладающего знанием и силой, которого он нигде ранее не встречал. Его манера говорить, его энергия и взгляд, всё говорило о подлинной силе духовного знания. Это был не учёный теоретик, а мистик и алхимик духа. Он говорил о механичности, о том, что человек не является самим собой, это потрясло Успенского до глубины души, так он стал учеником Гурджиева.
Гурджиев увидел в Успенском не просто ученика, а тонкий ум, способный донести Учение до Запада. Он начал с ним работу более персонально, открыл ему практики наблюдения, само-исследования, медитации, работы с телом, отслеживать свои эмоциями и мыслями. Они вместе основали первую группу в России, а позже в Европе. Гурджиев говорил, что существует три пути: путь монаха (сердца), путь йога (ума), путь факира (тела). Но все эти пути требуют ухода от мира. Четвёртый путь - путь в мире, позволяющий глубинно осознать смыслы своего бытия. Это путь осознанного усилия в каждом моменте. Четвертый Путь требует не веры, а наблюдения и регулярной духовной практики. Не подчинения, а честности перед самим собой. Не аскетизма, а внутреннего делания и осознанности.
Гурджиев называл человека «машиной», запрограммированной привычками и обусловленностями. Внутри человека есть вечная Искра подлинное «Я», которое можно пробудить через духовную борьбу и осознанное присутствие. Его учение включало «вспоминание себя», работу с «центрами» (телесным, эмоциональным, интеллектуальным), практики наблюдения за мыслями и чувствами, «священные танцы» и «движения», вызывающие пробуждение. В 1922 году Гурджиев основал в Фонтенбло, недалеко от Парижа, «Институт гармоничного развития человека». Это был просто не дом, где жили ученики, а духовный храм, где происходила внутренняя алхимия. Учащиеся работали в саду, пекли хлеб, готовили еду, изучали эзотерические танцы, разучивали сложные ритуальные движения, слушали музыку, записывали сны. Там родились его знаменитые «Движения» - танцы, напоминающие древние мистерии. На самом деле истоками этих «движений» были различные системы гимнастики, которым Гурджиев обучался в Тибете и средней Азии. В этих движениях каждое движение, каждый шаг, каждый поворот был значим. Они создавали внутреннюю борьбу, необходимую для пробуждения внимания и духа.
Музыка Гурджиева, написанная вместе с Томасом де Хартманом, звучит как откровение - она медитативная, трагичная, восторженная, порой непонятная. Она уводит слушателя за грань ума и разума, к безмолвному духовному сердцу. В период восстановления после автомобильной аварии Гурджиев словно родился заново. Он начал писать свои книги: «Вельзевул рассказывает своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть». Эти произведения сложны, символичны, полны юмора, парадоксов, философской глубины, мистических историй. Гурджиев прожил последние годы в Париже, продолжая обучать многочисленных учеников. Его учеников можно было встретить в разных странах: Джейн Хипп в Лондоне, Жанна де Зальцманн во Франции, Джон Беннетт в Англии, Луис Андреева в Америке.
Гурджиев ушёл из жизни в 1949 году. Но его присутствие ощущается и сегодня в группах Четвёртого пути, которые существуют по всему миру, он остается в практиках и упражнениях, в музыке, в памяти тех, кто прикоснулся к его слову.
После расставания с Гурджиевым, Успенский продолжил преподавание системы в Англии и США. Он оттачивал структуру философии, делал её более рациональной и понятной для аудитории. Его книга «В поисках чудесного» - не просто рассказ об Учении, а глубокое внутреннее свидетельство и переживание. Он прожил свою жизнь в единстве мысли и духа, он умер в 1947 году, оставив после себя уникальный след, интеллектуальный мост к мистике своего учителя, Гурджиева.