Эзотерика, Саморазвитие, ОккультизмРене Генон использовал термин Оккультизм чаще всего немного уничижительно и негативно, для описания сомнительных новых учений, религий, течений и движений, которые он весьма не одобрял. К их числу Генон относил спиритуализм, теософию и всевозможные тайные ордена и общества.
На протяжении многовековой истории слово Оккультизм использовалось совершенно по-разному и в разном значении. В современную эпоху использование термина Оккультизм чаще всего применяется для обозначения разновидности одной из Эзотерических традиции, которые значительно развивались в девятнадцатом веке. Термин Оккультизм и Эзотеризм применялись для описания форм мистических учений и практики, которые активно развивались во Франции восемнадцатого и девятнадцатого веков, особенно в неомартинистском круге мистиков.
Оккультная традиция, начавшись с деятельности Элифаса Леви, была активно поддержана другими французскими и немецкими эзотериками, вовлеченными в развитие Масонства, Тамплиерства, Роценкрейцерства, Оккультизма, в этом контексте большой вклад сделали многие мистические авторы, в том числе Папюс.
В двадцать первом веке на Западе продолжилась тенденция активного развития традиций медитации и йоги, прежде всего Крийя йоги, Шивананда Йоги, Кундалини Йоги. На этом фоне интерес западной аудитории к Оккультизму заметно снизился по сравнению с эпохой восемнадцатого и девятнадцатого веков. В это время традиционные для Европы духовные системы продолжают свое развитие, принимая новые формы.
Крийя Йога и ТеософияСуществует глубокая тайная связь традиции Крийя йоги и Теософии, основанной
Еленой Петровной Блаватской. Именно Махатма Мория и Махатма Кутхуми обучали Блаватскую, и наставляли ее на духовном пути. Оба Махатмы открыли Блаватской, что являются практикующими Ражда Йоги (Крийя йоги). Термин Теосоофия происходит от древнегреческого термина «божественная мудрость». Некоторые считают Теософию теоретической и философской частью оккультизма, а Теософское Общество воспринимается нередко как влиятельное оккультное движение.
Говоря в более широком смысле слова, Теософия это духовное и мистическое познание Бога, медитация, и созерцание. В процессе практики медитации постепенно открывается таинственное вечное знание всех вещей, и самое главное таинство Абсолютного Сознания. Теософия как термин и понятие уходит корнями в мистицизм, гностицизм, масонство и неоплатонизм. В более узком значении термина под Теософией понимается только лишь учение самой Е. П. Блаватской. В 70-х и 80-х годах двадцатого века среди теософских групп и сообществ возникло новое движение получившее название «Нью Эйдж».
Термин Теософия известен со второго века новой эры, когда его стали часто употреблять неоплатоники, создавшие эту философскую систему. Главной целью системы было попытаться примирить все существующие религии, школы и эзотерические направления, утвердив единый вечный универсальный божественный принцип, а также общую систему этики, основанной на вечных истинах и принципах.
Позднее Теософию стали постепенно противопоставлять богословию и теологии, ибо теология опирается исключительно на откровения пророков и догматы церковных организаций. Теософией стали называть свободное богопознание и духовное саморазвитие основанное на персональном мистическом опыте, непосредственное общение с божеством в состоянии медитации и экстаза.
Сложно сказать, была ли сама Блаватская посвящена в техники Крийя йоги, которые некоторые индийские учителя того времени зазывали Раджа йогой. Так как ее непосредственные наставники, Махатмы, были мастерами этой системы медитации, то вполне возможно предположить, что и Елена Блаватская была практикующей, как минимум некоторых техник Крийя йоги (Раджа йоги).
Теософия, как философская система, это учение о божественном сознании, которое во многом опирается на весьма персональный и субъективный мистический опыт и переживания. В отличие от традиционной чистой мистики, Теософия в основном стремится изложить духовный опыт в виде системы символов и понятий. Когда Теософия понимается в достаточно широком смысле, в неё включают мистическое христианство, гностицизм, неоплатонизм, буддизм махаяны, каббалу, герметизм, розенкрейцерство и даже масонскую символическую философию.
Часто Теософией называют эзотерические и мистические учения которые берут свои истоки в средневековье, появившиеся прежде всего в среде протестантизма. Очевидно, что на формировании Теософии повлияли такие мистики как Мастер Экхарта, а также Парацельс, и Якоб Бёме, в какой то степени Эмануэль Сведенборг, Луи Де Сен-Мартен, и конечно же великий Сен-Жермен. Многие теософы, например знаменитый Парацельс, считали, что Теософия обязательно включает в себя не только в чистом виде мистический опыт медитации и созерцания Бога, но и раскрытие многочисленных тайн природы и способность совершать чудеса.
В философской системе Фридриха Шеллинга термин Теософия, это синтез эзотеризма, мистического богопознания и рациональной логической философии. Теософии он порой противопоставлял Теософизм, как вид некоего мистицизма, почти полностью исключающий всякую возможность рационального научного понимания и познания. Под непосредственным влиянием Шеллинга, в философской системе Владимира Соловьёва появляется необычный термин Свободная Теософия.
Свободная Теософия является по сути достаточно цельным знанием, высшим единым синтезом полностью рационального и тонко эмпирического подхода к знаниям с мистическим озарением. Характеристика того, что Теософия является именно «свободной» подчёркивает большое отличие от традиционной Теософии, указывает на то, что Свободная Теософия есть внутренний творческий результат созерцания, продукт тонкой критической мысли, персонального восприятия и опыта, и в конечном итоге, совершенное мистическое откровение.
Крийя Йоги и Теософия БлаватствойМы начали обсуждать тему Теософии в предыдущей части статьи, а также упомянули о глубокой связи Махатма Мории и Махатма Кутхуми с традицией медитации Раджа йоги. Теософия, божественная древняя мудрость. В историю мировой духовности это явление прежде всего вошло как философское религиозно мистическое учение Е. П. Блаватской и её многочисленных последователей, как на Западе, так и в Индии. Это учение о единении вечной человеческой душе с божественным сознанием.
Наиболее часто при любом упоминании самого термина Теософия прежде всего рассматриваются именно книги Елены Петровны Блаватской, которая взяла это название в качестве обозначения своей духовной традиции. При этом совершенно никакого отношения к более ранним Теософским группам, учениям и концепциям христианский гностицизм так называемая «Нео Теософия» Елены Блаватской собственно не имеет.
Исследуя древние исторические формы эзотерики и религии, Теософия стремится найти общие основы и объединить различные учения и вероисповедания через осознание тождественности глубинного эзотерического смысла всех мировых религиозных учений, мифологии и символов. Основные положения и концепции учения Теософии изложены в книгах Блаватской.
В сочинениях Блаватской и других фундаментальных теософов ставилась основная цель сохранить от невежественного извращения изначальные архаические истины, являющиеся важнейшей основой всех древних знаний и религий. Теософия старается раскрыть их единую взаимосвязанную основу, указать людям законное высокое место во Вселенной и пути духовной эволюции Сознания.
Учение Блаватской, Теософия, ставило еще несколько существенных целей, в том числе доказать, что проявленная природа не является случайным сочетание атомов и молекул, указать каждому человеку его естественное законное место в системе и схеме мироздания. Блаватская стремилась приоткрыть великую тайну, основополагающее единство, откуда произошли все истинные учения и философские системы, она убедительно показала, что тайная сторона вселенной никогда еще не была в полной степени доступна академической науке.
В учении Блаватской отрицалась возможность существования антропоморфного Бога Творца, она даже стала буддисткой. Она утверждала концепцию вселенского и универсального принципа, который также можно обозначить как имперсональный Абсолют. Она верила в то, что мироздание развивается само, из своего изначального собственного существа, не будучи при этом никем сотворено.
Блаватская называла саму себя не автором или творцом философской системы, а лишь скромным проводником таинственных высших сил великих учителей. Она была по истине хранителем выдающихся сокровенных знаний от Гималайских учителей, Махатмы Мория и Махатмы Кутхуми. Именно от этих учителей Блаватская получила все сокровенные теософские философские истины и методы духовной практики.
Весьма сложно говорить о подробностях жизни высших учителей, однако на уровне предположения можно сказать, что есть версия о том, что Махатмы, которые обучали Блаватскую являются непосредственными учениками Махаватара Бабаджи. Это единая божественная иерархия учителей Раджа Йоги (Крийя йоги).
Благодаря успешной деятельности Теософского общества, которое основала непосредственно Блаватская в 1875 году в Нью-Йорке, Теософия как традиция и система знаний стала активно распространяться в самых разных странах по всему миру. Прежде всего Теософия стала знаменитой в среде интеллигенции и профессуры, преимущественно в Индии, Европе и США.
В странах западной Европы и в России, много мыслящих духовных искателей стримились познать истины изложенные в книгах Блаватской. В начале двадцатого века во всем мире издавалось более пятидесяти Теософических просветительских журналов, в том числе, журналы издавались в России, «Вестник Теософии» и «Теософическое Обозрение», а чуть позже и «Теософская Жизнь».
Одни исследователи предпочитают отнести философское учение Блаватской к оккультизму, другие к религиозной философии, третьи к мистической и эзотерической философии, четвертые к нео-буддизму.
Крийя Йога и эзотерикаЭзотеризм или Эзотерика происходит от древнегреческого слова «внутренний», это система внутренних мистических философских знаний и методов. Эзотерика является совокупностью огромного количества философских знаний, сведений о внутреннем мире человека, недоступных тому кто не является духовно готовым для обретения инициации. Эзотерика это сборник особых способов и методов восприятия высшей реальности, имеющих глубокое тайное значение и содержание.
В эту систему можно также отнести и большое количество духовных, и энергетических практик. Эзотерика естественно противопоставляется экзотерике или экзотеризму, то есть внешним открытым знаниям связанным с физической и психологической реальностью. В какой степени можно отнести Крийя йогу к эзотерике? Медитация в системе Крийя йоги тысячелетиями развивалась в контексте Ведической традиции, прежде всего как основа системы Тантры и Йога Шастры.
По сути Эзотерика это не какая-то отдельная взятая школа или направление, это любое внутренне духовное знание, и система практик. Для Эзотерики не так важно какие именно культурно-исторические или религиозные корни имеет традиция, важна глубина знаний и практик. В этом смысле традиция Крийя йоги в контексте Западной духовной традиции вполне может называться Эзотерическим феноменом.
Знания, которые человек получает в ходе практики медитации и эзотерического опыта, являются очень внутренними и субъективными, поэтому не может существовать единого эзотерического философского учения. Зачастую Эзотерика определяется как типичная псевдонаука, так как не имеет чёткую и объективную систему доказательств, которая была бы понятна логически мыслящему уму.
Ещё в древности Пифагор, а также Платон и Аристотель под словом эзотерика подразумевали тайное и внутреннее учение, передаваемое исключительно и только некоторым наиболее подготовленным ученикам, которых и называли эзотерики.
Эзотерика, Восток и ЗападКак в Европе, так и в Индии, тайные эзотерические знания всегда передавались узкому кругу подготовленных учеников. Помимо официальных христианских церквей в Европе была и есть традиция Эзотерического Христианства, Гностики, Тамплиерская и Розенкрейцеровская линия передачи эзотерических знаний. Точно таким же образом в Индии помимо официального индуизма всегда существовали тайные эзотерические школы Крийя йоги, Тантры, Шактизма, Шри Видьи, Наванатх Сампрадаи, Лайя йоги.
В ходе истории развития духовных школ Эзотеризм принимал самые различные формы теоретической и практической интерпретации и применения тайного мистического учения. В наше время некоторые предпочитают включать такие направления как Белая Магия, символическая Алхимия, западная и персидская Астрология, Гностицизм, христианская Каббала, Нео Теософия, Сунитский Суфизм, Шивананда Йога, Тантра Ваджраяна, Буддийский Тантризм, регулярное Масонство, Мондиализм.
Некоторые авторы широко рассматривает Эзотеризм как особый тип мистической рациональности, который в настоящую эпоху значительно подвергается осознанной и строгой концептуализации и рефлексии исследователей. Другие современные авторы рассматривают в качестве форм Эзотеризма новые направления «паранауки».
Слово Эзотеризм изначально происходит от «тайный», «древний», «скрытый», «посвящённый в тайны». Часто Эзотеризм ассоциируется с посвящением и инициацией какого-либо мистического общества или тайного учения, открытого только узкому кругу избранных. Такой антоним как экзотерический, может чаще всего употребляться как, система знаний о какого-либо внешнем обряде.
Современный термин Эзотерика скорее всего впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в книге «История Философии». Автор описывал пифагорейские школы, для этих целей и применил этот термин. Учение самого Пифагора подразделялось на несколько частей, доступную всем, и другую внутреннюю часть, которой чаще всего обучали только узкий круг членов тайного ордена. Обучение происходило после того, как с учеников брали серьёзную клятву не разглашать то учение, которому их научили на инициации.
Эту секретную часть пифагорейского учения Стэнли и предпочитал назвать Эзотерической частью учения. Историки до сих пор не знают, в чём именно заключалась тайная Эзотерическая часть учения великого Пифагора. Позднее термин Эзотерика распространился на другие мистические учения, он пропагандировался многочисленными адептами среди широких кругов непосвящённых.
Современник Томаса Стэнли, английский ученый Джон Толанд выдвинул тезис о явной необходимости двух философских направлений, Экзотерической, открытой, явной, публичной, а также второй части которая является Эзотерической, то есть тайной, предназначенной только для посвящённых. Под Экзотерической философией Толанд возможно подразумевал прежде всего официальную религию, а под Эзотерической он мог понимать Материализм, Метафизику, и Алхимию.
Термин Эзотерика во французском языке также широко распространён, впервые он появился возможно в 1828 году в книге Жака Маттера , которая называлась «Критическая история Гностицизма и его влияния». Маттер явно подразумевал независимое и свободное исследование, в основном почерпнутое в изначальных христианских учениях, а также в отдельных аспектах древне-греческой философии, особенно мистическом учении Пифагорейства. Термин Эзотерика был активно применяем и популяризирован в мистических учениях, Элифасом Леви в середине 19 века.
Многие современные Эзотерические учения Запада пропагандируют свои учения и практики, поэтому их строго говоря нельзя назвать в полном смысле слова тайными. Эзотеризм веками был внутри официальных религий и других организаций. Лишь в том смысле мы можем назвать эти учения Эзотерикой, если они претендуют на глубокое постижение божественной тайны мироздания, недоступной широкому кругу непосвящённых, которые просто не могут понять и применить эти знания. Также в современном языке термин Эзотерика вполне может пониматься в чрезвычайно разнообразном и расширенном смысле, как синоним слов «внутренний», «сакральный», «тайный», «доступный узкому кругу».
Крийя йога и Современный эзотеризмКак мы с вами уже упоминали, на многочисленные Эзотерические учения двадцатого века оказали сильное влияние мистические философские идеи Елены Блаватской, основательницы всемирного Теософского общества в Индии, США и Англии.
Философ, гуманист и эзотерик Рудольф Штайнер, вначале своей жизни тесно сотрудничавший с центрами Теософского общества, позже создал альтернативное учение и как результат международное общество, Антропософское общество. Известным эзотериком начала двадцатого века был также российский мистик Георгий Гурджиев, его система называется Четвёртый Путь. Георгий Гурджиев и его соавтор Петр Успенский, также они занимались постановкой эзотерического балета Битва Магов и многих других постановок.
Американский мистик, эзотерик и астролог Макс Гендель в начале двадцатого века основал международное Розенкрейцерское Братство, являющееся, по его мнению и словам, прямым и непосредственным продолжателем древней традиции средневекового мистического Орден Розенкрейцеров. Братство заложило важнейшие основы эзотерического христианства и гностики в Европе и США.
В тридцатых годах в Калифорнии философ, мистик, и масон Менли Холл основал международную организацию под названием Философское Исследовательское Общество, с целью изучения и анализа религии, символизма, мифологии, мистики, метафизики и древнего оккультизма. В Обществе до сих пор имеется огромная библиотека на 50 000 редких томов, коллекция произведений изобразительного искусства и старинных редких рукописей. Общество регулярно проводит семинары и лекции, издаёт исследовательские книги, сборники и журнал.
Свою авторскую Эзотерическую систему создали мистик, востоковед, художник, исследователь и путешественник Николай Рерих и его супруга Елена Рерих, назвав её Агни Йога или Живая этика. Конечно в большей степени Рерихи были связанны с Буддизмом Ваджраяны, однако тот факт, что Рерихи были учениками Махатмы Мория и Махатмы Кутхуми, делает их частью традиции Раджа Йоги -(Крийя йоги).
Сложно сказать, в какой степени сами Рерихи практиковали медитации, связанные с традицией Раджа йоги. Однако очевидно, что их учение Агни йога, является философским учением, основанным на учении и практиках этой традиции.
Во второй половине прошедшего двадцатого века на эзотерическую традицию и мысль наибольшее влияние оказал антрополог, ученый, исследователь и мистик Карлос Кастанеда. Он издал большую серию книг с большим количеством методов развития сверх способностей и способов погружения в глубины подсознания. Исследователи порой считают, что современный Эзотеризм неправомерно пытается разыскивать свои подлинные истоки в древних, первобытных и даже языческих и изначально мифологических мировоззрениях и взглядах древнего человечества.
Современный Западный Эзотеризм в каком-то смысле до-создаёт недостающие ему необходимые детали и элементы мировоззрения, является не столько наследием давнего прошлого, сколько новыми и творческими формами неоязычества, характерных для ультра современности, и может быть идентифицирован как создание современной мысли. Эзотерика, несомненно, является сложным явлением, включающим множество древних учений и методов саморазвития. Важно то, что Эзотерика достаточно легко объединяет как Западные, так и Восточные методы саморазвития, и духовного самопознания.
Крийя Йога, Эзотеризм и ПсихологияОтношение к Эзотеризму со стороны академической науки, различных направлений классической психологии весьма неодинаково. Представители некоторых школ и направлений современной психологии, аналитической психологии, а также транс-персональной психологии, в особенности психо-синтеза. Некоторые направления воспринимают потенциалы Эзотерики в целом положительно и относятся к различным Эзотерическим методам и практикам практично. Многие направления психологии и психоанализа демонстрируют глубокую связь с Эзотерическими учениями и методами.
Классик американской психологии Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта» попытался предложить прагматический и технический подход к оценке значимости старинных религиозных теорий и феноменов в определении понятия «религии». Джеймс включает мистические и эзотерические течения многих стран и эпох в круг своего исследования. С точки зрения данного оригинального подхода оценивать любую систему верования и практики следует в целом из влияния на реальность жизни и духовное здоровье самого человека. Джеймс часто демонстрирует достаточно позитивное восприятие и отношение к разновидностям Эзотеризма и Мистицизма, например, ко многим направлениям йоги.
С другой стороны, целый ряд направлений современной психологии относится к Мистике и Эзотеризму в целом, а иногда к отдельным направлениям резко отрицательно и негативно. Зигмунд Фрейд подвергал жесткой критике любые явные или косвенные проявления магической практики и религиозного подхода к сознанию. Современные критики традиций Эзотерики отмечают её возможную потенциальную связь с различными психологическими и психическими расстройствами и болезнями.
С точки зрения истории академической науки, наибольший и глубочайший интерес представляет взаимное проникновение и влияние Эзотерики и Психологии. Коринна Трэйтел в своей книге «Наука для души» детально анализирует влияние Эзотерики на становление современной психологии как самостоятельной современной научной дисциплины.
Крийя йога, Эзотеризм и ХристианствоВ официальном православном церковном христианстве весьма распространено представление о якобы связи Эзотеризма, Йоги, Оккультизма, Тантры с многочисленными ложными тоталитарными сектами. Несмотря на явную связь многих Эзотерических традиций с Гностикой и изначальными формами Христианства, представители христианских церквей чаще всего резко отрицательно относятся к возможным попыткам духовного соединения Христианства, Гностики и Православия с Эзотерическими традициями, философскими системами и практиками.
Парамахамса Йогананда писал в своих книгах, что сам Иисус Христос и его главные ученики прекрасно знали практики медитации Крийя йоги и практиковали их, о чем есть многочисленные свидетельства в Новом Завете. Вполне возможно, пишет Йогананда, что среди учеников Иисуса эти техники медитации не назывались Крийя йога, скорее всего они могли называть эти методы как-то по-другому, но это не меняет суть самих практик.
Некоторые исследователи считают, что изначальное Христианство, как и все древние религии, помимо внешних форм, называемых экзотерическими, обладает также обширной внутренней так называемой эзотерической духовной системой. Истиной, которая точно выражает метафизическую изначальную суть, независимую от догматического мировоззрения и выражения является очевидная реальность заключающаяся в многообразии форм духовности. В частности, традиционный православный церковный исихазм считается отражением тонкой Эзотерической внутренней божественной основы Христианства. В Исламе этот эквивалент считается философией и практиками суфизма, а в иудаизме - это Каббала.
Весьма часто встречается точка зрения на христианский исихазм как на типичную Эзотерическую практику. В сознании самой стародавней Христианской традиции, исихастский подвиг иноков никогда не воспринимался как закрытый Эзотерический отдельно взятый культ, удел узкого круга избранных, практика некой мистической и духовной эксцентрики.
Некоторые продвинутые направления Протестантизма, Лютеранства и Католичества демонстрируют явную связь с отдельными древними направлениями Эзотеризма, чаще всего в варианте Тамплиеров и Розенкрейцеров. Западное Христианство в последние века отличалось либеральным отношением к практикам медитации и саморазвитию.
В Англиканстве исторически сложилась глубокая связь с Регулярным
Масонством. Главой Церкви в Англии является сама английская королева или король, главой Объединённой Великой Ложи Англии является кто-то из членов Британской королевской семьи, в настоящее время им является двоюродный брат нынешней королевы Елизаветы II, принц Эдвард, который одновременно является правоверным протестантом. Однако эти принципы не действительны в ситуации с изначальной Великой Ложей Англии, которая является Регулярной Масонской юрисдикцией и не подконтрольна Английской королевской власти.
Таким образом, руководство одного из направлений английского Масонства и Церкви Англии оказались глубинно взаимосвязаны на высочайшем уровне.
Другим примером связи Эзотерики с Христианством является Либеральная католическая церковь, вероучение и философия которой, благодаря её создателю Теософу и мистику Веджвуду включило в себя многие разнообразные элементы Теософии, Розенкрейцерства и Тамплиерства.
Когда Парамаханса Йогананда приехал США в начале двадцатого века, и начал проповедовать практики Крийя йоги, достаточно много протестантов, баптистов и католиков южной Калифорнии с воодушевлением приняли теорию и практику Крийя йоги. Методы и практики Крийя йоги начали практиковать даже некоторые священники.